Сейчас желтенький особняк выглядит на первый взгляд, как конфетка в красивой упаковке. Даже не сразу заметно, что музей соединен с жилым домом сталинских времен. Внутри четыре зала с основной экспозицией и два выставочных зала для временных выставок. Коллекция насчитывает около трех тысяч портретов и пейзажей — как живописных, так и графических. Здесь не только картины Василия Тропинина, но и художников его эпохи.
— Основа коллекции — 400 произведений русского и зарубежного искусства ХVIII—ХIХ веков из коллекции Феликса Вишневского, известного искусствоведа и мецената, который подарил музею сам дом и картины, — говорит зав. выставочным отделом музея Татьяна Горланова.
Кстати, внук искусствоведа Юрий Вишневский живет по соседству, в деревянном флигеле прямо за музеем. Он вместе с директором музея Ириной Егоровой отдал много сил, чтобы добиться ремонта и реставрации здания. А положение семь лет назад было плачевное: фарфоровые трубы, проложенные еще в позапрошлом веке, прорвало так, что весь музей пропах канализацией.
— Директор даже начала курить, чтобы отбить запах фекалий, — вспоминает инженер музея Тамара Милованова. — Когда уже началась реставрация, здесь хотели сделать ресторан. Сильно тогда досталось тогдашнему главе Москомнаследия Владимиру Соколовскому, как на него кричал Лужков!
Все это время картины хранились в Литературном музее Пушкина. Сотрудники тем временем боролись за другое место, связанное с именем портретиста, — его мастерскую на углу ул. Ленивки и Волхонки. Там художник написал портрет Пушкина, который сейчас хранится в Эрмитаже, и знаменитый автопортрет. Три суда — и неудача: мастерскую не удалось отвоевать. Планы создать музейный тропининский квартал (художник в разное время жил в разных квартирах на Ленивке) провалились.
Зато в Музее Тропинина — современная система света и климат-контроля. Под музеем вырыли подвал, где разместилось фондохранилище. Но сотрудники все равно говорят, что места не хватает, книги о Тропинине и художниках его времени хранить негде. А в одном из залов протекает потолок.
— Над этим залом обычная квартира, в ней живет профессор, — говорит Горланова. — Но он, видимо, не считает важным наследие мастера.