В этих версиях есть одно “но”. В случае системных неполадок замок появился бы на всех ПИКах. Но нет — во многих столичных округах они работали в штатном режиме. Поэтому более правдоподобна другая версия — демарш против нового начальника столичной ГАИ полковника Ильина, начавшего борьбу с продажей левых талонов ГТО.
В десятых числах февраля до автомобильной общественности столицы дошло пренеприятнейшее известие: в Москве повсеместно прикрыли лавочки по продаже талонов техосмотра!
Причем под раздачу проверяющих попало и такое уважаемое заведение, как МОТОТРЭР УГИБДД Москвы, что на Вагоноремонтной. Для тех, кто не в курсе, поясним. Этот гаишный офис — своего рода главное прибежище “позвоночников” (автовладельцев, решающих свои проблемы в ГАИ по звонкам от высоких начальников из УГАИ Москвы, ГУВД Москвы и МВД). Кроме того, только на Вагоноремонтной ставят и снимают с учета автомобили депутатов, сенаторов, министерские машины, авто различных ведомств и спецслужб. Там же все вышеперечисленные “тачки” проходят и техосмотр. Короче говоря, это очень заповедное местечко, где простых смертных практически не бывает, а обслуживаются исключительно випы.
Но ни высокие покровители, ни пакты о ненападении, заключенные на словах много лет назад, не уберегли МОТОТРЭР от шмона прокуратуры и службы собственной безопасности ГУВД столицы. Поговаривают, что ревизия прошла по инициативе нового начальника УГИБДД города Александра Ильина, которого до глубины души возмутило поведение его новых подчиненных, бесстыдно торгующих спецпродукцией. Проверяющие выявили более 60 фактов выдачи талонов ГТО на машины, которые не то что на диагностическую линию не заезжали, а не были даже припаркованы за воротами этого МОТОТРЭРа. Кроме того, всплыли два случая, когда автомобили снимались и ставились на учет вслепую (то есть опять-таки без предоставления их для сверки номеров).
Вскрыть коррупционный гнойник помогли установленные в цитадели по продаже “лобовичков” камеры видеонаблюдения. Ревизоры посмотрели по журналу, сколько за прошедшие сутки было выдано талонов техосмотра, и сравнили с тем количеством машин, которые засветились перед объективом камер. Как вы поняли, “дебет” с “кредитом” не сошлись. По итогам проверки своих должностей лишились сразу восемь гайцов: начальник этого МОТОТРЭРа, его заместитель и еще шесть инспекторов ГИБДД. Еще четыре сотрудника привлечены к дисциплинарной ответственности.
Впрочем, многие рядовые сотрудники столичной ГИБДД узрели в этой истории не столько желание босса навести порядок и даже не перераспределить черные финансовые потоки, а поставить на ключевые места своих людей. Ведь “позвоночников” в городе меньше не стало, решать их проблемы все равно придется. И лучше, если это уже будут делать собственные кадры. К тому же на коррупционном скандале можно заработать политические очки, так нужные, чтобы зарекомендовать себя с лучшей стороны. Хотя Александра Ильина на прежнем месте работы в Ярославской губернии характеризуют как отчаянного борца с мздоимцами в погонах. И похожие операции по проверке на вшивость ПИКов и регистрационных подразделений Ильин проводил в Ярославле регулярно.
Зачистка главного МОТОТРЭРа Москвы произвела эффект разорвавшейся бомбы: гаишники, “сидящие” на техосмотре в обычных ПИКах, мгновенно “сели на измену” и… отказались от практики продажи “лобовичков” без предоставления на диагностическую линию автомобилей. Причем все настолько серьезно, что сделать вслепую талон ГТО гайцы боятся даже сами себе! И, лишившись жирной статьи “левого” дохода, решили якобы компьютерным сбоем бороться с многочисленными проверками. Мол, полковник Ильин, не мешай нам жить!
Да и простым гражданам тоже. Ведь, по некоторым оценкам, больше половины столичных автомобилистов не проходили процедуру инструментального контроля, а платили от 4500 до 5000 рублей за услугу “техосмотр с доставкой на дом”. Теперь вспомните очереди на ПИКи, традиционно выстраивающиеся весной, и умножьте их на два. В общем, чтобы получить талончик техосмотра, в ГИБДД нужно будет приезжать к четырем часам утра и писать номер на руке. Да и как быть автомобилистам, чьи машины попали в мелкое ДТП? Скажем, с разбитым бампером “лобовичка” ни в жизнь не получить. Страховая компания с перечислением денег не мычит не телится, а у техосмотра через пару дней истекает срок годности. И как быть? С одной стороны, ПДД эксплуатировать машину с отколотым куском бампера не запрещают, но с другой — получить “лобовичок” невозможно. И если раньше этот вопрос решался через знакомых коррупционеров из ГАИ, то теперь они не помощники, ведь записи с камер, которые, как мы теперь знаем, отсматривают люди из соответствующих контролирующих структур, изобличат махинаторов.
Впрочем, нечистоплотные гаишники, пусть и не в прежних объемах, и сегодня сохранили возможность неправедного заработка. Технически неисправная машина, как и раньше, все-таки может получить талончик ГТО. Всего-то нужно доехать до ПИКа и засветиться перед камерой. И несмотря на то что из выхлопной трубы валит черный дым, СО и СН на “ВАЗ-2101” будет соответствовать параметрам “Евро-4”. К тому же существует так называемая выездная станция технического осмотра, которая катается по крупным автопредприятиям и проверяет техсостояние машин вне гаишных видеокамер. Ну и кто мешает этой передвижной “лаборатории” проверять техсостояние других машин, не прикрепленных к автопредприятию?
И, как нам по секрету сказал один знакомый инспектор, решающий проблемы с техосмотром, скоро шумиха уляжется и в подразделениях ГИБДД раз в неделю будет так называемый библиотечный день, когда как по волшебству не будут работать предательские камеры. Правда, и цена “левого” талона ГТО вырастет при этом вдвое.