Авроре улучшат подсветку
Директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин, который принимает “Аврору” в свои руки, заверяет, что предпочтение будет отдаваться тем людям, которые так или иначе связаны с морем. То есть вышедшим в отставку морякам. Но не все так просто в этом вопросе. Как обеспечить будущим “гражданским специалистам” нормальную зарплату, пока никто не знает. По слухам, в бюджет на одного специалиста закладывается около 5—7 тысяч рублей. Чтобы работать за эти деньги, нужно быть истинным фанатом своего дела.
Свою задачу музейщики видят в том, чтобы постепенно, не торопясь, открыть как можно больше залов для посетителей. “Аврору” сделают кораблем-музеем, а не боевым крейсером.
Стоя на палубе корабля, Андрей Лялин отвечал на вопросы “МК”. Моряки поодаль прислушивались к диалогу. По их лицам было видно, что они все еще не верят в происходящее. И покидать крейсер, с которым уже сроднились, членам экипажа трудно.
— Что-то менять на корабле вы будете?
— Где-то нужно подкрасить, где-то крепления посмотреть, я считаю, что в первую очередь нужно заменить художественную подсветку корабля. На сегодняшний день она не удовлетворяет современным требованиям. Красота корабля должна наблюдаться в любое время, в том числе и ночью. Мы хотели бы установить самое современное экономичное оборудование, которое бы представило корабль как памятник во всем великолепии.
— С какого времени военных не будет на корабле?
— Реорганизация будет происходить поэтапно. У нас будет 38 специалистов, которые являются сотрудниками Центрального военно-морского музея. Сроки не жесткие. Замена произойдет в течение месяца-двух.
Корабль с “сюрпризом”
Но, к сожалению, не обходится и без подводных камней. Капитан 1 ранга Игорь Курдин, болеющий за судьбу “Авроры”, помог раздобыть нам данные о ее техническом состоянии. Он связался с бывшими офицерами крейсера, которые служили там последние 20 лет и сегодня часто бывают на корабле. Вот что выяснилось.
В 1984 году “Аврора”, как известно, проходила капитальный ремонт. Было найдено интересное решение обеспечения безопасности ее стоянки. Корабль держат 4 швартовые бочки, которые стоят на бетонных якорях. А со стороны набережной крейсер закреплен специальными штангами. В середине девяностых во время ледохода “Аврору” начало отжимать от берега — и одна штанга лопнула. Нос корабля покатился влево, и она была спасена этими самыми бочками.
Бочки — так называемое рейдовое оборудование. По всем нормативам они должны меняться каждые 10 лет. Но со времен капитального ремонта — за 25 лет — их не меняли, а лишь перекрашивали. Вопрос в том, что в любой момент бочка может оторваться, и безопасность стоянки крейсера окажется под угрозой. Кто и на какие средства будет ими заниматься, непонятно.
На “Авроре”, согласно корабельному уставу, сход личного состава на берег составляет не больше трети экипажа. А две трети постоянно должны находиться на борту, чтобы обеспечивать безопасность стоянки. Ведь если что-то случится (к примеру та же вода), аварийная партия должна задраить переборки, запустить насосы и заделать пробоину. Это не просто фантазии. Бывали случаи, когда прогулочные катера новых русских врезались в символ революции. Обходилось без жертв, однажды свернули трап. Но кто знает, как может повернуться ситуация завтра.
И главное — по документам после капитального ремонта, который выполнялся на Северной верфи (тогда завод имени Жданова), предусмотрено, что каждые 10 лет “Аврора” должна проходить и доковый осмотр. То есть его подводную часть должны диагностировать и очищать. Ведь водолазный осмотр, проводящийся гораздо чаще, не дает полной картины о состоянии днища. Тем не менее со времен капитального ремонта осмотр не проводился. Никто не знает, в каком состоянии подводная часть крейсера.
О месте стоянки крейсера — особый разговор. Под “Авророй” когда-то землечерпательным снарядом был вырыт котлован глубиной 12 метров. Поэтому она и находится на плаву. Но при последнем водолазном осмотре было обнаружено, что течением Невы в котлован нанесло много песка и разного мусора. Под килем “Авроры” всегда было 5 метров, а теперь между грунтом и дном корабля меньше метра. Если не проводить осмотр и не принимать меры, корабль может сесть на мель. Что равносильно его гибели.
Чтобы решить эти вопросы, корабль надо снимать со штанг, вести с места его стоянки на доковый осмотр и так далее, и так далее. В процессе приемки-передачи все эти “особенности” непременно выявятся. А вот справятся ли с ними музейные работники и гражданские техники (пусть даже самые лучшие)? И на какие средства они будут проводить диагностику и ремонт — большой вопрос.
На данный момент музейщики предложили свой, компромиссный вариант: на корабле останется действующий военный офицер, который так и будет называться — командиром крейсера “Аврора”.
Были идеи не набирать специалистов, а пригласить питерскую компанию, занимающуюся обслуживанием сложных технических объектов. Это профессиональные люди, готовые осуществлять и уборку, и охрану, и надзор за техническими объектами. Ведь даже уборка не такая простая задача. Надраивать медь на иллюминаторах и поручнях не сможет обычная уборщица. Но пока и этот вариант не принят.
Открытым остается вопрос с охраной. В 16 часов музей закрывается. По штатному расписанию есть 7 музейных работников, они уходят. После этого времени ответственность за корабль несет его экипаж. Моряки предлагают оставить на борту шесть человек — группу командования во главе с капитаном-директором.