— Обитатели Тверской ямской слободы, которая располагалась на месте нынешней Триумфальной площади в XVII в., любили квасить… — научный руководитель работ, главный археолог Москвы Александр Векслер во избежание двусмысленности поспешил дополнить фразу: — …Любили квасить капусту. Мы нашли две старинные сечки — это такие широкие ножи, которыми хозяйки рубили кочаны для засолки в деревянных корытцах. Кроме того, подняты из земли и другие предметы, характерные для городского быта 200—300-летней давности — керамическая посуда, медные копейки и полушки, курительные трубки (с петровских времен москвичи стали заядлыми “никотинщиками”!)…
Из числа более “молодых” артефактов археологам попались облицовочная плитка, разнокалиберные винные и коньячные бутылки, тюбики губной помады и флакончики из-под духов. Часть этих “сувениров” сохранилась с середины позапрошлого века, когда в здании, фундамент которого исследователи отрыли в первом раскопе, работал весьма популярный в городе театр-варьете “Альказар”.
— Между прочим, перед началом работ на Триумфальной мне доводилось слышать “пророчества”, что здесь нас ожидает “пустышка”, — улыбается Векслер, — поскольку практически на всей территории площади уже не раз в прошлом веке велись земляные работы. Как видите, эти “компетентные товарищи” ошиблись… И это ведь еще только начало. Совсем скоро наши специалисты приступят к работе в уже подготовленном соседнем раскопе, а через два-три месяца мы доберемся и до участков, расположенных ближе к Тверской улице.
Свои находки археологи исследуют и описывают тут же, в оборудованной в одной из бытовок лаборатории. Позднее “триумфальные” реликвии будут экспонироваться в выставочном археологическом комплексе “Старый Гостиный Двор”, а оттуда их передадут в столичные музеи.
Многих горожан наверняка интересует сугубо меркантильный вопрос: а сколько стоят все эти найденные в земле артефакты?
— Хотя здесь и не нашли пока золота или серебра, но для изучения истории Москвы обнаруженные на Триумфальной площади предметы поистине бесценны, поскольку служат источником научных данных о повседневной жизни и быте города в далеком прошлом, — уверен Александр Векслер. — Что же касается конкретной цены… Определить ее мог бы только антикварный аукцион. Но мы выставлять свои находки на торги, конечно, не собираемся!