На вопрос журналистов: “На кого рассчитана акция, назначенная на рабочее время?” — начальник отдела монументального искусства Москомнаследия Антонина Золотухина ответила лаконично: “На неравнодушных людей”. Таких, к слову, набралось не слишком много — порядка 50 человек. Но дело ведь не в количестве, а в идее. А она, по замыслу организаторов, самая что ни на есть благородная — освободить исторический центр Москвы от навязчивой наружной рекламы, вернув городу титул одной из красивейших столиц Европы.
Понятно, что освобождать — дело небыстрое. К тому же для этого нужны более чем веские основания. Поэтому главная задача участников акции — собрать фотоулики, доказывающие несанкционированное применение рекламы на объектах культурного наследия. Определить это на глаз невозможно, так что волонтерам была дана четкая установка: снимать все с привязкой к конкретным адресам, чтобы потом можно было сверить статус здания и проверить, согласовано ли рекламное оформление с Москомнаследием. Далее проанализированные результаты будут переданы в столичный Комитет по рекламе. Окончательное решение по каждому из нарушителей будут принимать там...
“Вернем Москве исторический облик!” Провозгласив этот более чем амбициозный лозунг, фотоохотники за рекламой отправились в путь. Предварительно было разработано 18 пешеходных маршрутов. Главные направления — Бульварное кольцо и Кутузовский проспект. Корреспонденты “МК” выступили в группе поддержки и совершили променад по Гоголевскому бульвару.
Стартуем от станции “Кропоткинская”. Кафе, магазинчики и маленькие офисы буквально утопили само здание в рекламном разноцветье вывесок. Неудивительно, что метро в Москве, несмотря на многочисленные указатели, не всегда легко найти... Переходим на четную сторону бульвара.
Первый же дом готовит щедрый улов. Скромное обаяние этого исторического особнячка нарушают сразу три рекламных агрессора. Два псевдопафосных крыльца извещают о присутствии здесь ювелирного салона и бутика парфюмерии. Над ними гордо реет синяя объемная вывеска “Авиакассы”. Фасад следующего дома девственно чист. Правда, компенсирует “наготу” рекламный щит на углу. Из-под стекла на прохожих томно взирает голливудский искуситель Джуд Лоу. Эх, сколько еще раз мы встретимся с заискивающим взглядом заморской звезды, шагая по самому центру российской столицы...
Впрочем, не Джудом единым радует нас Гоголевский бульвар. Полученными фотографиями можно смело иллюстрировать самый полный словарь рекламы. Тут вам и штендеры, и баннеры, и брандмауэры, и хард-постеры, и билборды... В этом буйстве красок, стилей и названий с ужасом ловишь себя на мысли, что исторические здания по сравнению с ними выглядят слишком одинаково. Реклама — вот истинная индивидуальность и отличительный знак. А меж тем на доме №8 притаилась невзрачная табличка “В этом доме жил великий архитектор Иван Ильич Леонидов”. Правда, нужно очень постараться, чтобы ее разглядеть. Зато огромную вывеску ресторана, располагающегося здесь же, видно за версту.
Всего за часовое путешествие удалось сделать около 200 фотографий. Схожую статистику получили и на остальных маршрутах. Правда, окончательные цифры на момент, когда верстался номер, еще не успели получить — счет идет на тысячи. И это лишний раз доказывает то, что очистить Москву от рекламы будет не так-то просто...
А когда закончилась экскурсия, стало известно, что мэр Москвы Сергей Собянин назначил нового руководителя Москомнаследия. Вместо Валерия Шевчука этот пост займет Александр Кибовский, который до настоящего момента возглавлял Росохранкультуру. И пока неизвестно, будут ли подобные публичные акции проводиться при новом начальнике.