Это деревянное здание вокзала станции Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги 1901 года постройки. Автор проекта архитектор Дидерикс. Он же автор здания Виндавского вокзала (ныне Рижский вокзал). Как уже говорилось выше, здание бывшей Подмосковной вот-вот прикажет долго жить.
Пробую пройти к зданию. А это непросто. Вокруг забор. Перелезли бы и через него, да охрана мешает. Не позволяют даже сделать фото с близкого расстояния. На расспросы отвечают уклончиво — ничего не знаем, говорите с начальством. Набираем номер местного телефона. Глухо. На всякий случай узнаем городской номер и пробуем дозвониться на следующий день. Результат тот же. Ладно, ищем концы через Интернет. На сайте этой компании находим телефон. Набираем его. Оператор вежливо объясняет, что у той самой фирмы просто похожее название. А к вокзалу эта организация отношения не имеет. А как же сайт, на котором указан телефон? Ничего не могут пояснить.
Звоним в пресс-службу МЖД — именно этой дороге принадлежат пути. И наконец-то получаем первую информацию. Оказывается, еще в советское время вокзал при реконструкции путей отошел к государству. В 80-е годы МПС арендовал здание под Дом связи МПС. В 90-е годы здесь произошел пожар, и от аренды отказались. Поэтому, когда создавалось ОАО “РЖД”, здание, само собой, не вошло в перечень объектов, переходящих в собственность железнодорожников. И в конечном итоге стало принадлежать некоей фирме, которая, по некоторым данным, сейчас задумала вокзал перестроить. Когда представители РЖД хотели здание сфотографировать, то сделать этого не смогли: охрана не пустила (как знакомо!). И вот дом стоит и сам собой превращается в руины.
— Я довольно давно знаю о его существовании. И в 2008 году выступал одним из заявителей в Москомнаследии, чтобы вокзал признали памятником, — говорит координатор общественного движения “Архнадзор” Юрий Егоров. — А уже в 2009 году случился пожар. Нынешние владельцы заявляют, что собираются его реконструировать, но проекта не предъявили. А значит, реконструкция весьма спорна, так как получается, что она не согласована с Москомнаследием. Сейчас дом находится в плачевном виде. Хотя внутри все не так ужасно. Сохранились печи, лепнина стен, местами цел пол. Но мы весьма близки к тому, чтобы потерять этот памятник.
Как видите, очередной объект культурного наследия, что называется, вопиет и плачет. На наш взгляд, интрига заключается даже не в самом состоянии конкретного памятника, а в том, что все мы до сих пор не определились, что еще можно и нужно считать памятниками. Ведь ясно же, что таких объектов в России и в Москве еще немало. И, судя по всему, нас всех еще ждут неприятные находки, наподобие станции Подмосковной.