Зураб Церетели: “Не обламывайте поколение!”
Но пока вокруг Петра кипят страсти, сам президент Академии художеств проводит пресс-конференцию и поражает внешним видом: серый костюм, красный плетеный галстук, уверенный взгляд. Появляется со своей свитой — художниками из Академии художеств и с внуком Василием, возглавляющим Музей современного искусства. Настрой у художника боевой: эта история — лучшая реклама, уверен он. А что до Петра, так памятник — собственность города, и не мастеру решать его судьбу.
— Куда хотите переносите! — говорит громко, но спокойно Зураб Константинович. — Пусть на даче у себя ставят, если хотят! Нужно знать искусство! Не обманывайте поколение! Мои скульптуры стоят по всему миру. Вы что, думаете, я ничего нового создать не могу? — возмущается автор. — Я переживаю, что мы не знаем свою историю. Приходите лучше ко мне в галерею, и я вам расскажу, что такое объем и форма!
— А Путина или Медведева вы собираетесь сделать?
— Вы зайдите в мою галерею, у меня много современников там. А памятник Путину есть, называется “В здоровом теле здоровый дух”. Да, готов сделать и Медведева.
С политикой мастер предпочитает не связываться, поэтому уходит от политических вопросов.
— Перенесли акценты на меня, — так комментирует историю с отставкой Лужкова и ее последствия. — Я сам был однажды депутатом. Но стал очень агрессивным, не мог работать. И потому снял значок.
Все свою энергию он направляет на творчество, и планов у него громадье. Буквально на днях представил проект памятника Марине Цветаевой во французском Сенате. А во дворе уже стоит памятник Борису Пастернаку, который должен зимой появиться напротив храма Христа Спасителя на Волхонке, там, где писатель когда-то жил.
Тем временем в Китае готовы поставить самое гигантское произведение Церетели — “Европу”. Она будет выше Эйфелевой башни! Высота китайской “Европы” достигнет 400 метров! Вся изогнутая скульптура, состоящая из обломков знаменитых построек Европы, выглядит очень неустойчиво. Устоит ли?
— Зачем, по-вашему, китайцам скульптура Европы?
— Китайцы много берут от России, — отвечает художник. — Зайдите в Суриковку — там одни китайцы. Они хотят “Европу”, потому что они много берут от Европы.
И даже из Сочи Церетели уже получил заказ. Будет делать скульптуру, посвященную истории города. Опыт есть — Церетели ведь был главным художником Олимпиады-80. Так что, даже если Петра уберут, похоже, мастер без работы не останется.
А тем временем “МК” решил провести свою инвентаризацию памятников в столице, чтобы убедиться: неужели Петр — худшее, что торчит на московских просторах и портит столичный вид? Оказывается, хуже есть. И немало.
Ленин в кепке и без
В России не было случая, чтобы монумент уничтожили исходя только из высокохудожественных побуждений. Только по политическим: меняется строй или градоначальник — пошли вон, старые истуканы! Так было, когда полетели монументы царской эпохи. До наших дней смогли дотянуть только 13 изваяний того времени. Когда рухнул Советский Союз, та же учесть постигла Ульянова-Ленина.
— Большинство памятников Ленину типовые, а потому скучные, — говорит “МК” искусствовед Елена Кукина, один из авторов книги “Рукотворная память Москвы”. — Многие из них стоят совершенно забытыми. Например, памятник Ленину на ВДНХ, поставленный в 50-х годах, по-моему, очень приличный. Но его можно было бы демонтировать безболезненно.
Самый крупнокалиберный Ильич (21 м) российской столицы до сих пор цел и невредим. Творение Льва Кербеля стоит на Калужской площади — грудь колесом, полы пальто вразлет. Любят его только неформалы, которые толпами собираются около монумента по четвергам. А вот самый забавный Ленин запрятан в чреве Ленинградского вокзала: у депо скрывается Ильич из мягкого материала. Конечности у него странно висят, но больше всех пугает голова — уж больно она большая.
Зато его товарищу — Феликсу Дзержинскому — меньше повезло. В порыве ненависти “железного Феликса” (на самом деле он из бронзы) в августе 1991-го сняли с насиженного за 33 года места. И бросили близ ЦДХ. Впоследствии там был открыт Парк скульптур — своеобразное кладбище памятников, самым известным экспонатом которого и стал папа ЧК.
Шаляпин пел, а памятник ему — пьет
Шаляпин в революции не участвовал, но от нее пострадал. Однако памятник великому певцу на Новинском бульваре больше всех почитают свои и заезжие алкоголики. Потому что только они оценили широкий жест Федора Ивановича тыльной стороной руки по горлу. Мол, “выпьем, бедная старушка…”
Юрий Гагарин торчит на площади своего имени, как Терминатор, — Железный Юрий какой-то. И где солнечная улыбка и человеческое тепло первого космонавта, покорявшие мир?
Ну что там исторические личности! Непонятного вида и невнятные по содержанию памятники установлены возле станций метро. У метро “Ясенево” 6 лет жителей района пугает “памятник-мангал”. Не сразу догадаешься, что это творение скульптора Францева посвящено дельтапланеристам. Две фигуры — взрослого и ребенка — как будто нанизаны на шампур.
У метро “Пролетарская” возле универмага неплохо устроился безымянный чувак (иначе не назовешь), который угрюмо пересчитывает деньги. Народ тут разделился — либо на выпивку не хватает, либо думает, как до зарплаты дотянуть.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Мы поинтересовались у известных людей: какие памятники мешают Москве?
Владимир Сарабьянов, искусствовед:
— Один из ярких образчиков безвкусицы монументального искусства — памятники Михаилу Шолохову и Сергею Есенину. Бездарные работы. Отдают какой-то литературщиной. Вложены большие деньги, а исполнение не выдерживает никакой критики. Понимаете, монументальная скульптура должна организовывать пространство вокруг себя. Это идеал. Но до него нам еще очень далеко.
Василий Бычков, директор ЦДХ:
— Я категорически против сноса памятников. Пусть некоторые из них кому-то покажутся неуместными, неказистыми. Их нужно все сосчитать и оставить в покое.