В Румынии до сих пор не знают, сожжены ли картины Матисса и Пикассо

Подозреваемая в уничтожении шедевров изменила свои показания

В Румынии во вторник, 14 августа 2013 года, начинается суд над шестью подозреваемыми в краже картин из музея Кюнстхал в Нидерландах. Однако, вне зависимости от решения суда, до сих пор не известна судьба похищенных шедевров: «Читающей девочки» Матисса, «Моста Ватерлоо» Моне и других ценных полотен конца XIX – начала ХХ века. Ранее мать одного из подозреваемых заявляла, что сожгла все картины в печи (чтобы уничтожить улики), но позднее отказалась от своих показаний.

Подозреваемая в уничтожении шедевров изменила свои показания
"Мост Ватерлоо" Клода Моне (1901)

Картины были похищены из музея Кюнстхал в Роттердаме (Нидерланды) в октябре 2012 года. Как известно, злоумышленники проникли в здание через аварийный выход и вынесли семь известных полотен, среди которых — шедевры Пикассо, Гогена и Моне. Суммарная стоимость украденных произведений искусства, по оценкам экспертов, составляет 100-200 миллионов евро.

«Девушка перед открытым окном» Поля Гогена.

Трое граждан Румынии были арестованы по подозрению в организации этого преступления в январе текущего года. В ходе следствия они признались, что собирались продать картины одному румынскому олигарху.

Тогда же произошел еще один, куда более скандальный эпизод этого дела — мать одного из подозреваемых, Ольга Догару, заявила, что сожгла в печи все картины, чтобы отвести подозрение от сына. По её словам, сперва Ольга хранила чемодан с полотнами в заброшенном доме в деревне Караклиу, а затем закопала его на местном кладбище. Но затем, когда сына арестовали, а дому грозил обыск, женщина решила спрятать концы в воду — то есть в огонь: она выкопала картины и якобы сожгла их в домашней печи. «Я сунула чемодан с картинами в печь. Туда же я поместила дрова, тапки и галоши, и подождала, пока все не сгорело до конца», - рассказывала она.

Однако в июле этого года Ольга неожиданно изменила показания: как передает адвокат её сына Каталин Данку, теперь она заявляет следователям, что не знает, где могут быть спрятаны картины — то есть, вероятно, отказывается от слов о сожжении. По версии следствия, женщина могла изменить свои показания из-за того, что её сын заключил сделку со следствием и это добавит ему возможности для ведения переговоров. Однако её новым показаниям противоречат данные экспертизы: ранее специалисты брали на анализ пепел из печи, в которой якобы были сожжены картины — там обнаружены частицы краски, холста и гвозди. Но, скорее всего, точно узнать о судьбе пропавших картин можно будет только после завершения более подробной экспертизы — так заявляет прокуратура Румынии.

Разумеется, если выяснится, что некоторые или все полотна утрачены безвозвратно, это станет серьезной потерей для мирового культурного наследия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26306 от 14 августа 2013

Заголовок в газете: От Пикассо остался пепел

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру