Всех пришедших зал суда встречал духотой и скованной атмосферой. Если в самом помещении это ощущалось не так сильно, то в аквариуме для заключенных ситуация усугублялась отсутствием вентиляции и скученностью. Подсудимые много раз заявляли, что не слышат слов обвинения и судьи. Даже на видеотрансляции, усиливающей звук, разобрать, о чем говорит судья Наталья Никишина, было проблематично.
Один из подследственных – Николай Кавказский – выступил с ходатайством об отводе председательствующей. По его мнению, суд действовал в интересах обвинения и в ущерб его законным интересам. Ранее (при продлении срока ареста) отказать обвинению судья не смогла.
- Хочу подчеркнуть, - говорил «узник Болотной», – дело не в моем несогласии с продлением срока, а в том, что суд проявил явную заинтересованность в пользу стороны обвинения. Мы просили суд вернуть это дело в прокуратуру, поскольку обвинительное заключение составлено так, что в нём ничего нельзя понять. Поэтому от обвинения невозможно защищаться. Кроме того, в обвинительном заключении есть откровенные фальсификации.
Кавказский уверен - судья осознает и фальшивость дела, и дефекты обвинения, но собирается помогать прокурорам их сокрыть.
Один из защитников поддержал ходатайство, параллельно заявив: обладая тремя высшими образованиями, он сомневается, что формулировавшие отучились более чем в трёх классах. На что судья Никишина упрекнула его в некорректности высказывания: «Это умаляет ваши три высших образования».
Такие диалоги наглядно демонстрируют накал происходившего в среду в Мосгорсуде. Неудивительно, что в результате - после трех перерывов на совещания - адвокату Вячеславу Макарову пришлось спешно покинуть зал суда. Из-за духоты у юриста заболело сердце. Поэтому судья и отложила слушания.
В перерыве «МК» удалось поговорить с родственницей заключенного. Тетя Николая Кавказского (её сестра была удалена из зала) сообщила: основная проблема слушаний – в неумении представителей защиты достигать взаимопонимания с обвинением. Это, по её мнению, сказывается на продуктивности делопроизводства и приводит к общей нервозности происходящего.
Последнее привело к тому, что после окончания заседания «группа поддержки» обвиняемых начала скандировать: «Ребята, мы вами гордимся», «Вы молодцы» и «Мы с вами». Таким образом, из зала суда выходили под ободряющее «Свободу! Свободу! Свободу!».
P.S. Европейский суд по правам человека завел производство по жалобам обвиняемых по делу о беспорядках на Болотной площади в Москве Владимира Акименкова и Ярослава Белоусова. Жалобы были поданы в начале года по статье 3, запрещающей пытки и статье 5, дающей гарантии свободы и личной неприкосновенности, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.