Еще до начала прений выяснилось, что заболел еще один присяжный и его исключили из списка. Таким образом, в коллегии осталось 13 человек. Впереди всего один рабочий день и судья-председательствующий, видно по всему, очень озабочен тем, чтобы присяжные до праздников вынесли свой вердикт.
В кулуарах, между тем ходят разговоры о том, что и эта коллегия может вот-вот развалиться. Якобы, среди присяжных есть любители охоты, которые очень нервничают по поводу того, что не могут предаться любимому занятию. Впрочем, это всего лишь разговоры.
А тут адвокат Темерханова Мурад Мусаев первое, что сделал в понедельник, заявил два ходатайства, каждое из которых означало бы отложение слушаний на неопределенный срок. Первое – истребовать записи видеонаблюдения гостиницы «Украина», где бывал его подзащитный. А второе… и вовсе о возврате дела прокурору.
Первое ходатайство, как пояснил Мусаев, связано с тем, что в 2011 году Темерханов бывал в этой гостинице и, если записи где-то сохранились можно было бы увидеть, как именно он в тот период выглядел. Ведь все свидетели, которые описывали внешность убийцы Буданова, говорили о мужчине спортивного телосложения, а Темерханов очень худой. И таким именно, по утверждению защиты и самого подсудимого, он был и в 2011 году. А обвинение, как считает адвокат, не предоставило в качестве доказательств полные версии видео того периода, а лишь отдельную раскадровку и «с выгодных для них ракурсов».
- Полагаю, что без этого разрешение вопроса о виновности моего подзащитного невозможно, - заявил адвокат.
Однако, прокурор Мария Семененко в ответ заявила, что никаких оснований для возобновления стадии судебного следствия (а именно на эту стадию откатился бы процесс, если бы ходатайство защиты было удовлетворено, - Авт.) не имеется, поскольку доводы Мусаева «не содержат никаких новых фактов».
И судья отказал защите, отметив, что доводы адвоката «имеют предположительный характер».
И тогда Мусаев попросил вообще вернуть дело в прокуратуру. Обосновал он это тем, что защите и подсудимому были предоставлены не все материалы для ознакомления. Речь об этом уже шла в ходатайстве, которое защита заявляла ранее.
Дело в том, что на одном из заседаний, уже на повторных слушаниях (первую коллегию присяжных распустили практически на финише и она так и не вынесла вердикт,- Авт.) выяснилось, что в конверте, где содержатся сведения о засекреченном свидетеле под псевдонимом «Алан» есть протокол его допроса до засекречивания. Тогда Алан рассказал, что не разглядел убийцу и не сможет узнать его. А спустя пять месяцев дал другие показания и опознал Темерханова. Именно этот протокол, как заявляла тогда защита, может иметь для подсудимого огромную роль и просила посмотреть, не содержится ли таких протоколов и в конвертах других засекреченных свидетелей, чтобы ознакомиться с ними. Но получила отказ.
Теперь адвокат, видимо, решил разыграть эту карту снова.
- Нарушено право обвиняемого на ознакомление со всеми материалами дела, - снова заявил Мурад Мусаев. Есть и другие засекреченные свидетели – «Саша», «Николаева Елена Сергеевна», «Мечта». И все они были допрошены спустя 5 месяцев после убийства. Имеются конверты, в которых, вероятнее всего, содержатся протоколы их допросов до того, как они получили статус секретных свидетелей. Суд может проверить мои предположения – открыть конверты и проверить. Если хоть один из этих конвертов содержит протокол аналогичный протоколу «Алана», то вы лишаете нас права на защиту. Прошу возвратить настоящее уголовное дело прокурору для ознакомления подзащитного со всеми материалами дела. Или дать время защите и подсудимому для ознакомления со всем материала дела.
Гособвинитель в ответ заявила, что такое ходатайство должно было заявляться на стадии предварительных слушаний.
- Не могло оно быть заявлено на предварительном заседании, поскольку допрос Алана был позже, - возразил было адвокат Мусаев.
На что Мария Семененко заявила, что ей-то понятно, зачем он все это делает. И вскоре приступила к своему выступлению в прениях.
Оно, как позже отметили все присутствующие в зале, было блестящим. Прокурор не просто проанализировала собранные следствием доказательства, а рассказала присяжным, как шло следствие к разгадке этого преступления.
- Начну с того, что было у следствия на тот день. На месте преступления была обнаружена машина, но не совсем сожженная – ее успел потушить охранник из ООО «Садовый квартал». Был номер машины, цвет и то, что стекла в ней тонированы... – начала свой рассказ прокурор.
В машине обнаружены различные предмет, в том числе, пистолет и чеки из магазинов «Спортмастер» и «Азбука вкуса». Обнаружены продукты из «Азбуки вкуса». Были очевидцы, которые рассказали, что стрелявший был один и сел в машину один, на кресло водителя. Пистолет он держал в правой руке. Машина при этом была заведена и он сразу уехал.
- Необходимо понять, почему следствие пришло к выводу, что убийца – именно Темерханов, - продолжила Мария Семененко.
Она рассказала, что в машине также были найдены бутылка из-под керосина, очки, газеты, сканворды, куртка «Армани», страховой полис и продукты, соответствующие чеку из «Азбуки вкуса».
- То есть, на тот момент, сразу после событий было понятно, что стрелял мужчина, который сел в машину и уехал, было понятно, что кто-то ходил в магазин «Спортмастер» и в «Азбуку вкуса». В этот же день изъяли запись из ООО «Садовый квартал», где было видно, что из машины вышел один мужчина в черных брюках, черной бейсболке и побежал, а машина загорелась…
Мария Семененко рассказывала присяжным, как шаг за шагом следствие раскручивало эту историю. Как на следующий день из магазинов изъяли копии чеков, а через четыре дня следствие уже знало, что в спортмастере покупалась куртка «DEMIX», синего цвета 50-52 размера. А в «Азбуке» - продукты. На записях из «Азбуки» следователи увидели, как мужчина ходит по залу с телегой и собирает продукты, покупает газету. А на записях из «Спортмастера» - как мужчина в темной бейсболке, «из-под которой выглядывают темные волосы», рассматривает вещи и выбирает себе куртку.
- К этому моменту следствие просмотрело и видео с камер наружного наблюдения. То есть на тот момент из осмотренных видео стало ясно, что мужчина, покупающий синюю куртку и продукты – очень похож на того, кто стрелял в Буданова, отличие было только в наличии или отсутствии волос, - рассказала гособвинитель.
8 августа следствие получило информацию в виде фотографии системы «Поток», где была изображена машина «Мицубиси», за рулем которого сидел мужчина в футболке с надписью, как у убийцы.
- И стало понятно, что мужчина, покупающий куртку, продукты, выбегающий из горящей машины, имеет отношение к «Мицубиси Лансер», в который стрелявший В Буданова сел и уехал, - шаг за шагом просвещала прокурор присяжных.
С других видеозаписей видно, как эта машина подъезжает к офису, где работал Буданов, как отъезжает к «Азбуке вкуса», потом возвращается, а потом следует за Будановым, когда он уезжает в сторону Комсомольского проспекта.
Одновременно следствие выясняло все по поводу владельца автомобиля и выяснило, что в преступлении был задействован двойник реально существующего «Лансера» и что на нее были сделаны фальшивые документы. Тогда следствие, понимая, что все это было проделано не без участия кого-то из ГАИ, выяснило, кто затребовал данные на настоящий «Лансер», по которому потом сделали «копию» из ранее угнанной машины.
Гаишник вывел следователей на тех, кто промышлял угонами и перебивкой номеров. А те – на ингуша Джамала Парагульгова, который заказывал этот «Лансер».
Как рассказала Мария Семененко, «это была счастливая случайность, Бог помог» - автомобильных мошенников как раз разрабатывал отдел по угонам и их прослушивали. Разговоры эти следствие прослушало, но понять по ним, для кого именно предназначался «Лансер», было невозможно – Джамал врал своим партнерам, что берет его для какого-то «армяна».
А вот распечатки переговоров Джамала очень заинтересовали следователей. Прослеживалось, что каждый раз, когда он договаривался по поводу «Лансера», он кому-то перезванивал. Потом этот же мобильный номер регистрировался на той же сотовой станции, где и телефон Джамала в момент, когда, по показаниям свидетелей, состоялась передача авто его заказчику. Те же свидетели – перебившие номера и обеспечившие для машины поддельные документы, рассказали следствию, что Джамал говорил, что заказчик – «серьезный парень и берут они машины под всякие темные дела».
А позже, когда уже случилось убийство Буданова, те, кто передал Джамалу машину, поняли, что это тот самый «Лансер». Следствие прослушало их разговоры в тот момент и выяснило, что Джамал постарался убедить своих перепуганных партнеров, что продал машину «лохам из Воронежа», сам перезвонил по тому самому номеру, хотя после передачи авто соединений у них больше не было, а потом бесследно исчез.
Ну, а позже телефон с этим номером был найден на квартире Темерханова.
Мария Семененко еще раз отметила все совпадения, которые нашло следствие: «Джамал созванивается с Темерхановым после того, как договаривается о покупке машины». «Машина проезжает по тем же местам, где в этот момент регистрируется телефон Темерханова». «Мужчина с видеозаписей системы «Поток» - в той же майке что и в «Спортмастере» 7 июня покупает куртку», чек на которую нашли 10 июня, в день убийства Буданова, в недогоревшей машине, а саму куртку – у Темерханова дома при обыске. «На одной из пар перчаток и очках в недогоревшем автомобиле был обнаружен ДНК впоследствии совпавший с ДНК Темерханова».
За время выступления гособвинителя, адвокат несколько раз пытался вмешаться. А сам подсудимый два раза заявлял с места, что прокурор «завралась». Особенно когда ее речь касалась вещей, найденных у Темерханова дома. Подсудимый наотрез отрицает, что найденная у него дома майка ему принадлежала. Экспертиза показала, что на майке нет его частиц, а на куртке – следов выстрелов. Защита утверждает, что эти вещи следствие Темерханову подкинуло, чтобы связать его с видеозаписями, где они отчетливо видны.
Мария Семененко, впрочем, заявила присяжным, что в деле и так достаточно доказательств, а «сколько бы подсудимый Темерханов и уважаемый адвокат Мусаев, не намекали, что эти вещи подкинули, все эти доказательства получены с соблюдением закона, иначе бы суд их не признал».
- На Темерханова вышли по номеру телефона, который был изъят у него и он признал его как номер, которым он пользовался. Темерханов, когда ознакомился с материалами дела и понял, насколько опасна связь с этими предметами, решил от них отказаться. А вот с внешностью ему пришлось поработать: у него было время до суда, чтобы похудеть на 25 килограммов.
Постаралась прокурор объяснить присяжным и то, почему Темерханов не исчез, подобно Джамалу.
- Во-первых, до 4 июля, пока Темерханов не вернулся из Крыма, где он, как рассказывал, лечился, было все тихо. Он думал, что никто никогда ничего не узнает, так как он поджег машину и никто не знал, что в машине остались хоть какие-то следы. Он думал, что выгорело все и сразу. Если бы не охранник, который успел потушить машину. Дальше Темерханов думает: хорошо, я все сжег, Джамал отдал мне машину, но там ничего нет. Потом звонок от Джамала, его паника, исчезновение и он думает, что его никогда не найдут. А даже если найдут – следов в машине нет, можно объяснить, что они просто партнеры по бизнесу, а то, что машину продавали Джамалу, со мной никто не свяжет. Тем более, что телефон в момент убийства выключил и он не будет пробиваться. Никто ничего не докажет. Но в машине предметы не догорели, это просто случайность, Бог помог. И, конечно, то, что, никто не мог просчитать – это разработку и разговоры, из которых понятно, кому был передан автомобиль.
И позже гособвинитель подытожила:
- Я как сторона обвинения уверена, что Темерханов совершил это убийство… Из представленных доказательств, по мнению обвинения, следует только один вывод: Темерханов виновен, снисхождения не заслуживает.