Итак, напомним суть этой истории. 16 октября на заседании планово-бюджетной комиссии депутат горсовета Андрей Ершов во время обсуждения вопроса о предоставлении стопроцентной льготы на проезд бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, выдал следующий пассаж: «А у нас Германия эти расходы компенсирует? Чем мы им обязаны, этим узникам? Тем, что их не добили?» Коллеги по депутатскому цеху возразили Ершову: «Не смешно!». На что последовал ответ: дескать, я и не смеюсь...
Благодаря журналистам, которые присутствовали на том заседании, аудиозапись попала в Интернет. Грянул настоящий скандал. Циничного депутата клеймили все — начиная от губернатора Смоленской области Алексея Островского и заканчивая зампредом Госдумы Сергеем Неверовым.
«Мы дали несколько дней негодяю на то, чтобы он мог сложить полномочия и, может, уехать за пределы Смоленска», — говорил тогда глава региона, обещая, что небывалый цинизм не сойдет депутату с рук и «обратный отсчет для него уже начался».
Андрея Ершова вынудили написать заявление об уходе с поста руководителя МУП «Заднепровский продовольственный рынок». Кроме того, он сложил с себя полномочия главы комиссии по этике (!) Смоленского городского совета. А Следственный комитет возбудил в отношении Андрея Ершова уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ о публичном унижении достоинства группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе.
Но сдавать депутатский мандат Андрей Геннадьевич и не думал. Тогда две пожилые женщины — Аналлия Подлесная и теперь уже покойная Надежда Хатуцкая, возглавлявшая региональную общественную организацию бывших малолетних узников фашистских концлагерей, — подали к Ершову иск, требуя взыскать с него по 50 тысяч в пользу каждой в качестве морального ущерба.
24 декабря Промышленный районный суд Смоленска вынес решение частично удовлетворить иск, снизив заявленную сумму до 10 тысяч рублей и обязав Андрея Ершова уплатить компенсацию, а также публично опровергнуть свои слова.
Депутату впору было перекреститься, что он отделался легким испугом. Ан нет… Ершов подал апелляцию на решение райсуда в Смоленский облсуд.
20 марта вышестоящая инстанция вынесла вердикт: отменить решение Промышленного суда. Услышав эту новость, 82-летняя Аналлия Подлесная слегла с сердечным приступом. Старушка плакала, не унимаясь: за что к нам такое отношение?
Смоленск тем временем стоит на ушах. Жители, вставшие на защиту бывших малолетних узников фашизма, требуют лишить Ершова депутатского мандата. «Его действия, начиная с циничных высказываний в отношении малолетних узников концлагерей и заканчивая отказом выплатить присужденные судом компенсации за причиненный моральный ущерб, уже получили соответствующую оценку со стороны жителей Смоленска. И при этом он продолжает цепляться за свой депутатский мандат. Считаю, что в этой ситуации надо ставить точку. Знаю, что жители округа, от которого Ершов избирался в Смоленский горсовет, готовы собрать подписи за его отзыв. Полностью поддерживаем эту позицию», — вновь высказывается зампред Госдумы Неверов. И лишь одному Андрею Геннадьевичу Ершову все нипочем. Сдавать мандат он и не думает.
В прошлую пятницу следствие направило в суд уголовное дело с обвинительным заключением по оскорблениям депутатом узников концлагерей. Какой же вердикт вынесет Фемида на сей раз?