В зависимости от роли каждого из фигурантов дела им предъявлено обвинение в нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, нарушении правил охраны труда, оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а также в злоупотреблении должностными полномочиями. При этом в Следственном комитете подчеркивают, что именно совокупность действий обвиняемых стала причиной крушения «Булгарии». «Непосредственной причиной затопления явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа», - говориться в сообщении следственного комитета.
О бардаке, творящемся на судне, «МК» писал не раз. Людей в команду набирали буквально с улицы, зачастую без квалификации и специального образования, а потом по нескольку месяцев не платили им зарплату. Правда, масштаб нарушений стал понятен только в ходе расследования. По словам руководителя следственной группы Руслана Галиева, большинство членов экипажа даже не представляли себе, как они должны действовать в чрезвычайной ситуации. В итоге вместо того, чтобы исполнять предписанные инструкцией во время кораблекрушения обязанности, многие пытался спасти свою жизнь.
- В ходе допросов большинство членов экипажа пояснили, что просто не знали своих задач во время чрезвычайных ситуаций, с ними не проводилась отработка действий по сигналу тревоги. И это неудивительно, ведь при приеме на работу с членами команды не проводился инструктаж, им не разъяснялись должностные обязанности, а субарендатор судна Светлана Инякина с большинством даже не заключала трудовых договоров, - поясняет Галиев.
По данным следствия, из 36 членов экипажа квалификационные свидетельства, обязательные на речном транспорте, были всего у пяти человек. Остальные же имели довольно смутные представления о службе на судах и пришли в команду по объявлению, возможно, прельстившись обещаниями солидной зарплаты. Ее, кстати, первое время платили в срок - проблемы начались только за несколько месяцев до трагедии.
- Члены экипажа еще в предыдущих рейсах говорили о серьезных технических проблемах на судне, но владельцы сделали лишь косметический ремонт. Из-за задержек зарплаты и плохого технического состояния часть экипажа даже отказалась выходить в плавание. Но капитан судна уговорил их отработать еще один рейс, - объясняют в следствии.
Кстати, о проблемах на «Булгарии» было ясно еще перед началом навигации, когда судно стояло в Перми. Но нарушения были «устранены» только на бумаге, при непосредственном участии эксперта Якова Ивашова.
- Действуя из корыстной заинтересованности, Ивашов оформил бумаги на капитально отремонтированный дизель, подписал акт внеочередного освидетельствавания судна, а также продлил срок действия ряда свидетельств, в частности, пассажирского и о загрязнении атмосферы.
Уголовное дело о крушении «Булгарии» занимает около сотни томов. За полтора года следствию удалось допросить больше тысячи свидетелей и провести 250 экспертиз. Но наиболее значимой следствие считает комплексную судоводительскую и инженерно-техническую экспертизу, проводившаяся с августа 2011-го по март 2012 года. Именно после нее стало понятно, что за гибель дизельэлектрохода должны отвечать не только субарендатор и должностные лица из Ространснадзора и Речного регистра, но и экипаж судна. А уже через месяц список обвиняемых пополнил старпом Рамиль Хаметов. Перехода из потерпевшего в обвиняемые психика мужчины не выдержала — на месяц он загремел в сумасшедший дом. Тогда же были обнаружены нарушения и в действиях капитана судна Александра Островского, а также старшего механика Владимира Подъячева. Но оба мужчины не вернулись из последнего рейса, поэтому позднее обвинения сняли.
Из пятерых обвиняемых свою вину признал только инспектор казанского линейного отдела Ространснадзора Владислав Семенов. Остальные до сих пор заявляют, что к трагедии их действия отношения не имеют.