Напомним, как развивалась история. В понедельник в суде был допрошен житель Новосибирска Александр Евтухов, который был непосредственно на месте убийства и запомнил стрелявшего в Буданова. Допрос свидетеля проходил в отсутствие присяжных. Евтухов заявил, что никогда ранее не видел человека, сидящего на скамье подсудимых. Перед этим адвокат Мусаев обратился к судье с заявлением, что свидетеля похищали представители следствия с целью оказания на него давления. Параллельно заявления «о совершенном в отношении свидетеля преступлении», как пояснил Мусаев, он сделал в Генпрокуратуру, МВД и СК.
Выяснилось также, что проезд, проживание, питание на время пребывания в Москве Евтухову оплатили адвокаты подсудимого, переведя на его счет 100 тысяч рублей. Тут же с заявлением о возможном совершении преступления — подкупа свидетеля - выступило гособвинение, потребовав от СК провести проверку. Моментально с подачи Следственного комитета эта информация была широко растиражирована. «МК» попросил и другую сторону дать по этому поводу свои пояснения.
- Господин Мусаев, как на счету свидетеля появились эти деньги?
- Евтухов — один из тех, кто был непосредственно на месте преступления и мог в подробностях описать внешность убийцы Буданова. Но прокуроры упорно отказывались вызывать его в суд. Мне непонятно, как можно рассмотреть дело об убийстве, не заслушав в суде непосредственных свидетелей преступления. Об этом мы неоднократно заявляли судье и просили вызвать Евтухова. Но судья отвечал, что это свидетель обвинения, а гособвинители не желают его допрашивать. Также он заявил, что раз этот свидетель нужен защите, мы должны сами обеспечить его явку в суд. Мы отвечали, что у нас нет властных полномочий и обязать человека давать показания, если он этого не пожелает, мы не сможем, просили выписать повестку. И получили ответ: вы вообще много знаете свидетелей, которые по повесткам приходят в суд? Все это зафиксировано в протоколах заседаний. То есть, я хочу подчеркнуть, что это были две позиции судьи: то, что в случае, если защита хочет видеть в зале суда свидетеля, она должна сама приложить к этому усилия. И то, что повестка в суд — дело бесполезное. Деньги Евтухову были перечислены нами, но не для того, чтобы он дал в суде ложные показания, а для того, чтобы он приехал в суд и рассказал, что именно он видел.
- Почему именно 100 тысяч рублей? Билет до Новосибирска и обратно стоит порядка 15 тысяч.
- Евтухов работает водителем и выполняет коммерческие рейсы. Когда мы его нашли, он находился не в Новосибирске, а на Алтае. Он спросил, закончится ли все одной явкой в суд? Мы сказали, что, возможно, ему придется явиться туда не один раз. Это означало, что ему нужно на время отказаться от работы, вернуться в Новосибирск, потом вылететь в Москву, где какое-то время провести в гостинице, а потом еще улететь обратно. Это, естественно, затраты и немалые, о чем он и сказал. Мы пообещали все компенсировать. Тогда он прикинул и говорит: переведите на мой счет 100 тысяч рублей, тогда я буду знать, что ничего не потеряю. Что, по-вашему должен делать адвокат в такой ситуации? Да если бы с меня миллион запросили, я бы, наверное, согласился, чтобы только человек пришел в суд, потому что там решается судьба человека.
- Но присяжные пока так и не услышали что говорил этот свидетель?
- До присяжных его так и не допустили. Когда он явился в суд первый раз, прокурор попросила перенести заседание из-за болезни потерпевшего. Кстати, документов, подтверждающих это, мы так и не видели. А на следующем заседании прокуроры снова потребовали отложить рассмотрение дела для проверки законности получения Евтуховым денег.
- Судя по реакции СК, показания Евтухова стали сюрпризом для следствия?
- Это спектакль. Я могу назвать конкретное место, где в материалах дела зафиксировано, что Евтухов на предварительном следствии показывал: из-под бейсболки убийцы, который был ростом 175-180 см, торчали светлые волосы. Это том 8 дела, листы 100-102 и 103-109. Я считаю, что все это специально разыграно, чтобы вызвать у присяжных предубеждение против адвокатов подсудимого и вообще дискредитировать линию защиты.
- В связи с заявлением о возможном подкупе, в отношении вас были предприняты какие-то процессуальные действия?
- Вроде как идет какая-то проверка, нам пока никто ничего официально не сообщал. Зато уже в понедельник вечером через одного моего знакомого мне поступило предложение под благовидным предлогом выйти из дела. В этом случае мне сказали дословно: «ребята замнут вопрос с подкупом свидетеля». Авторам этого предложения я уже открыто ответил в Фейсбуке: “Ребята, идите к черту».