Владимир Фортов объяснил нюансы нового устава РАН

Основополагающий документ обновленной Академии наук оставляет ученым возможности для маневра

Судьбоносное Общее собрание научных работников Российской академии наук состоялось в четверг в здании РАН, на Ленинском, 32. На нем приняли новый устав РАН в связи с ранее проведенной реформой Академии, фактически признав ее новые, в большей степени усеченные функции. Несмотря на то, что многие академики и члены-корреспонденты накануне, на Конференции научных работников, высказывались против реформы и в связи с этим отмечали несовершенство устава, на собрании поступили по-другому. Большинство — 1412 человек проголосовали «за». Воздержались трое. Проголосовавших против принятия устава новой академии оказалось всего 12 человек.

Основополагающий документ обновленной Академии наук оставляет ученым возможности для маневра
Академик РАН Николай Пономарев-Степной

Утвердив устав, ученые по сути согласились с тем, что академия теперь представляет собой триумвират из трех бывших академий — РАН, РАМН и РАСХН, что она больше не имеет своих институтов и по сути не имеет возможности проводить научные исследования. Не утвердив устав, ученые оказались бы еще в более неприятном положении, - тогда им предложили бы вариант от Минобрнауки, в котором уж точно функции РАН были бы доведены до абсолютного минимума. В общем, отечественную науку поставили перед фактом — не хотите, чтобы о вас вообще все забыли, выбирайте лучшее из худшего.

«Академия разрушена. У нее отняли все институты. Как она сможет работать, какое влияние оказывать на научный мир?! - Негодовал в кулуарах собрания академик-ядерщик Николай Пономарев-Степной, один из немногих голосовавший против принятия устава. - Вместо того, чтобы РАН заниматься наукой, помогать стране развиваться, ей предложили только совещательную роль без каких-либо материальных рычагов».

Кстати, нынешнее собрание впервые называется общим собранием научных работников РАН (прежде оно именовалось просто «общим собранием РАН»). И этот факт очень болезненно восприняли многие ученые, которым вход на это мероприятие оказался заказан. Директоров бывших академических институтов, не являющихся академиками или членкорами, в здание РАН, прозванное «золотыми мозгами» в четверг уже не пустили, впервые за всю современную историю! «Как же вы могли допустить такое?» - обращались ученые к президенту РАН Владимиру Фортову. Выяснилось, что предложение разрешить директорам присутствовать на собрании было, однако Минобрнауки его вычеркнуло, сославшись на то, что Академия и институты теперь не имеют ничего общего....

Один знакомый директор института сказал после этого, что теперь будет выбрасывать в урну непрочитанной всю корреспонденцию из Академии. Вот так, кроме того, что навели тень на плетень с новым законом о РАН, о реформе, ученых еще и рассорили между собой.

Впрочем, тщательно изучив Устав РАН, корреспондент «МК» нашла в нем строку о том, что одним из основных видов деятельности новой РАН все-таки является... проведение научных исследований. Это каких же таких исследований? На базе отсутствующих институтов, при отсутствии денег? Этот вопрос мы адресовали Владимиру Фортову в перерыве между заседаниями.

-Мы управляем определенными финансами, - ответил Владимир Евгеньевич. Это программа фундаментальных исследований президиума и отделений РАН. Мы имеем возможность (это прописано и в уставе, и в законе) влиять на научную политику всей страны, мы имеем возможность участвовать в выборах директоров институтов. Мы также имеем право проводить анализ и делать оценку научных организаций всей страны, включая Академию наук. И потом, мы надеемся, что нам еще удастся вернуть часть институтов и других научных организаций путем будущих поправок к закону.

-Можете сказать, сколько денег будет поступать в Академию и каким объемом вы можете управлять, а каким нет?

- У нас есть деньги на функционирование РАН, это 3,4 миллиарда рублей. Кроме того существует программа президиума, что-то типа фонда. Эти 4,5 миллиарда рублей находятся в ФАНО, но у нас с Михиал Михайловичем Котюковым (глава ФАНО-Авт.) есть договоренность, что мы проводим конкурс, выбираем победителей, и ФАНО выдает им деньги. И львиная доля идет в институты.

- Вы свободны в своих решениях?

-Нельзя быть в обществе и быть абсолютно свободным от него. Это говорил один журналист из Цюриха — Ленин, не слышали? Конечно мы - в рамках, но сегодня почти все поддержали наш устав, за исключением 10-15 людей, которые имели свое мнение. И это нормально.

- Что собой представляет принятый Академией устав?

-Нам удалось включить в него максимальное количество преференций, которые должны быть у науки. Несколько элементов хочу отметить. Во-первых, устав отвечает принципу преемственности. Традиции и нормы, которые в РАН вырабатывались в течение 300 лет, - это академическая свобода, выборность, демократия, - они присутствуют в полной мере. Второе — устав полностью соответствует законодательству, то есть закону о науке, о реформе РАН, закону о некоммерческих организациях. И третье, туда введены те нормы, о которых много говорилось. К примеру, это ротация кадров. Теперь все, кто занимают административные посты, вплоть до президента РАН, не могут находиться там более двух сроков подряд по пять лет.

Мы провели довольно большую работу. С нашей точки зрения, этот устав правительство РФ должно утвердить, мы на это надеемся.

-Когда проект поступит в правительство?

-Либо завтра ( в пятницу- Авт.), либо в понедельник.

-А если не утвердят?

- Тогда они должны будут объяснить, в чем противоречия и дальше пойдет диалог.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26488 от 28 марта 2014

Заголовок в газете: Устав суров, но это устав

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру