Займемся быстрым… текстом!

Можно ли стать миллионером, умея печатать с рекордной скоростью?

В феврале этого года исполняется 300 лет первому патенту на пишущую машинку. А еще — 55 лет тому чемпионату мира по машинописи, вокруг которого развивается сюжет известной многим наивной и трогательной романтической комедии «Любовь на кончиках пальцев» с Деборой Франсуа и Роменом Дюрисом в главных ролях. Что же представляет собой машинопись и стенография сегодня с точки зрения обучения и работы? Об этом «МК» рассказала первая и единственная советская чемпионка по скоростному набору текста на компьютере Элеонора Лукина.

Можно ли стать миллионером, умея печатать с рекордной скоростью?
Элеонора Лукина. Фото из семейного архива.

Кто только сегодня не предлагает обучение машинописи! Дисциплина слепого набора есть на разных специальностях в институтах и техникумах, на курсах секретарей-референтов, в разных тренинг-центрах... При этом традиционно считается, что навык машинописи предполагает в дальнейшем не слишком интеллектуальную работу при отсутствии амбиций и перспектив. Однако пример Элеоноры Лукиной, закончившей три вуза, но в итоге сделавшей текстовый набор главной деятельностью своей жизни, доказывает обратное.

Элеонора Алексеевна связана с машинописью всю жизнь: «прабабушка русской офисной компьютеризации», как она сама себя называет. Сперва работа простой машинисткой, затем инструктором по внедрению электронных пишущих машинок, позже – первых в СССР компьютеров. А известность одной из самых скоростных быстропечатниц в нашей стране ей принесла победа на «Первых Всесоюзных соревнованиях по машинописи и стенографии» в 1991 году, а также призовые места на последующих международных чемпионатах по скоростному набору.

- Кто сегодня мировой лидер по скорости набора?

- Быстрее всех в мире набирает текст знаменитая Хелена Матушкова-Завьячичева из Чехии. Она стала чемпионом мира в 1998 году с результатом 928 знаков в минуту, а сегодня способна печатать в течение 30 минут со скоростью 955 знаков в минуту при 0,03% ошибок. Хелена — девятикратный чемпион мира, и пока никто не может печать быстрее!

- А какие результаты у вас? И как выступают другие российские спортсмены-быстропечатники?

- Моя личная скорость — 721 знак. Однако, несмотря на то, что множество людей, даже тренируясь чисто для собственного удовольствия, достигают скорости более 900 знаков в минуту, мой рекорд в категории набора на русском языке до сих пор не побит с 2010 года, потому что помимо скорости в наборе не должно быть ошибок. В целом же у нас неплохая сборная, с 2007 года у нас 13 медалей: 7 золотых, 4 серебра и 2 бронзы.

- Как у вас машинопись стала профессиональной деятельностью?

- Встреча со слепой машинописью произошла в вузе. Там это был обязательный предмет: на первом и втором курсе. Когда закончила институт, уже вовсю шла офисная технологическая революция, содержание работы преображалось. От машинистки в машбюро плавно стала инструктором по обучению сотрудников, методистом, демонстратором техники для печати на выставках (ага, приятная артистическая составляющая, под аплодисменты собравшейся толпы и всё такое!).

- Электронные печатные машинки уже практически полностью вытеснены компьютерами. Когда и как вы познакомились с компьютером?

- Знакомство с компьютером произошло, как ни странно, еще в середине 1960#х годов, в… общеобразовательной школе. Я закончила математический класс с удостоверением (представьте!) - «программист-вычислитель»! Тогда, в 1960#е, такая специализация старшеклассников считалась очень продвинутой, параллельные «простые классы» на нас завистливо косились... Два года мы писали на университетских досках (на школьную наши задачки не влезали!) и скручивали перфоленты в колечки. ЭВМ у нас была «Сетунь»: может, и не шедевр отечественной кибернетики, но всё равно здорово. Общаясь с этим устройством, я поняла, когда нужно просто тупо подчиняться компьютеру, а когда, наоборот, перехитрить его. Такой подход к IT в дальнейшем меня всю жизнь выручал, как пользователя.

Когда же компьютеры потеснили «электронные печатные машинки», я плавно перешла к обучению пользователей на ПК. Машинописи тогдашние менеджеры разных уровней учиться не желали (ещё слишком свежа была привычка отдавать рукописный документ в машбюро), а средний персонал уже умел печатать. Поэтому обучала не работе с клавиатурой, а работе с программами и приложениями. Книг и учебников тогда не было (быстро появилась и долго оставалась единственной на то время лишь знаменитая книга Фигурнова «IBM PC для пользователя» - кто-то еще помнит её, наверное!), поэтому сама делала для подопечных методички с документации…

- Теперь перейдем к спортивной составляющей вашей жизни…

- Не уверена, спорт ли это... но, тем не менее, в последний год своего существования Советский Союз вступил в Международную федерацию Intersteno, которая существует с 1887 года, и с 1955 года проводит официальные чемпионаты мира по машинописи и стенографии. Были объявлены «Первые Всесоюзные соревнования по машинописи, стенографии и компьютерной обработке информации» (да, именно так пафосно это звучало!). И в нашу организацию пришло письмо-приглашение принять участие. Впервые в жизни я не поленилась измерить свою скорость — получилось уверенно выше минимальной планки и мы подали заявку. В итоге на компьютере я заняла первое место, а на пишущих машинках почти все призовые места заняли мои ученицы по текстовым автоматам! Я получила диплом, уникальный тем, что он свидетельствовал о победе на первом таком мероприятии в СССР, и… на последнем же – это был май 1991-го.

- В каких еще соревнованиях участвовали?

- Потом были «чемпионаты Юрикора» - любительские (но международного уровня!) интернет-соревнования, организуемые Юрием Кордыком. Каждый чемпионат длился месяц и состоял из шести туров. В первом чемпионате, где я участвовала, было 47 человек из России, США, Китая, Украины, Беларуси. Я одержала победу с хорошим отрывом в 192 балла от второго места, показав скорость в 600 знаков в минуту при полном отсутствии ошибок и 613 с исправлением ошибок на лету. Ближайшая конкурентка, чересчур привыкшая к своему лидерству, даже скандалила, заявляя, что мои результаты – фальшивка!

В соревнованиях Intersteno я участвую с 2007 года, результаты неплохие, но разные. Самое сложное — справиться с волнением внутри самой себя (хорошо, когда у спортсмена имеется квалифицированная тренерская помощь, которой у меня некогда не было...) Помню, на 47-м чемпионате мира в Пекине в 2009 году, часы обратного хода, которые должны показывать время, остающееся до финиша, вырубились сразу после старта. Но все стартовали, время пошло, до финиша - 30 минут. Я волнуюсь, и поэтому приготовила водичку в бутылке, чтобы руки не свело (такое уже случалось, увы). На первый «водопой» остановилась минут через десять после старта (так мне казалось, во всяком случае!). На паузу ушло время, но вода сработала - лихорадка отступила. Второй «водопой» ещё минут через десять. Я довольна - моя антистрессовая стратегия работает!.. В награду потянулась, расправила плечи, руки, спину... словом, сделала маленькую физкультпередышку... И, когда бодрая-радостная поставила руки на клавиатуру, чтобы продолжить набор, то раздался финальный свисток... Внутренний таймер меня подвел - заняла лишь 11 место в номинации «Text production»...

- А бывает ли, что кому-то слепой быстрый набор не дается в принципе, хоть убейся?

- Слепой набор, как мне представляется, может освоить любой человек, у кого от природы всё в норме с органами чувств. А вот скоростной набор, как показывает практика, может даваться не каждому.

- Насколько я знаю, вы весьма активны в виртуальном пространстве. Чем там занимаетесь, как удается уживаться с молодежной сетевой публикой – весьма вредноватой и склонной к стёбу и троллингу?

- В Интернет-среде я известна под ником «Автандилина», который происходит от имени любимого героя детства - Автандила из поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В Сети я с 2001 года веду блоги и образовательный раздел «FAQультет Автандилины», посвященные технике быстрого слепого набора, «гоняю» в «Клавогонках» (онлайн-соревнованиях на скорость набора, в которых может участвовать любой желающий), продвигаю свое главное детище — «амишку», программу AMi, бесплатный тренажёр-генератор персональных упражнений по машинописи, созданный совместно с Михаилом Знаменским.

С молодежной же интернет-аудиторией я уживаюсь без проблем! В тех же «Клавогонках» я всегда готова пообщаться, посоветовать, и никогда не пытаюсь давить авторитетом. Вредность, говорите? Ну, проявляется она разве что лишь в том, что меня никак не желают называть Автандилиной, которой себя и чувствую на «Клавогонках», - а именуют моим полным именем-отчеством. Совершенно катастрофическим… Ну какая там может быть Элеонора Алексеевна?! Что она там забыла? Там только Автандилина!

- Есть ли правда в шутке о том, как к некому писателю пришла машинистка и заявила, что может печатать со скоростью 1000 букв в минуту, на что он ужаснулся – «да где ж я возьму столько букв?!»

- Один мой коллега, ныне профессиональный писатель, принципиально печатал двумя пальцами, медленно — 100-120 знаков в минуту — и говорил: «Не дай бог, если руки будут работать быстрее, чем голова!» Но в целом высокая скорость сегодня необходима — хотим мы того или нет. И, когда заявляют, что в той или иной профессии нужно владеть скоростью набора хотя бы 400 зн/мин, - то имеется в виду не умение с утра до вечера выдавать мысли (или буквы) потоком в этом темпе. Подразумевается, что, владея такой скоростью, человек априори способен достаточно эффективно работать с большими потоками информации в ритме, который задает современная успешная организация.

Взять даже самого обычного российского школьного учителя. В проекте профстандарта педагога сплошь отчеты, электронные журналы, дневники. И термин «квалифицированный клавиатурный ввод» присутствует в перечне компонентов ИКТ-компетентности учителя! Да и чисто педагогически это умение тоже важно — конфузно ведь педагогу еле-еле «ползать» по клавиатуре, повседневному инструменту нашего времени, когда пальцы юных поколений по ней летают! Пусть не 700-900 знаков в минуту, но уж 400-то должен выдавать, для примера ученикам!

- Высокоскоростной набор текста сегодня может быть высокооплачиваемой профессией? Или на практике большинству достаточно секретарского уровня?

- К примеру, профессиональный синхронный набор за ораторами в реальном времени — это весьма высокооплачиваемая работа. Штучная, эксклюзивная настолько, что в нашей стране для этой профессии не существует даже официального названия. В обиходе этих людей нередко называют стенографистами, но это, по сути, неверно. После стенографиста текст требует обработки, а тут – нет!

Для себя я называю эту профессию «наборщик-синхронист», а в англоязычных странах она именуется «speech-to-text reporter» или STTR. Эти элитные специалисты работают в судах, парламентах, на интернет-трансляциях событий, на ТВ при создании субтитров и т.п. Материально профессия весьма выгодна — например, в США она может обеспечить фрилансеру высокий заработок при работе около 6 месяцев в году.

- Можно ли заработать на жизнь, участвуя в соревнованиях по скоростному набору, как это делают профессиональные спортсмены в классических видах спорта?

- Коммерческая составляющая у соревнований по набору, увы, почти отсутствует. В давние времена, в 1888 году, на самых первых соревнованиях между Фрэнком Макгуррином и Луисом Таубом в американском Цинциннати, приз победителю был астрономического размера — 500$... В наши дни самый большой материальный приз, о котором мне известно, составлял 2000$ за первое место на чемпионате, который в 2010 году устраивала одна американская компания — производитель клавиатур... Знаменитая же федерация Intersteno и вовсе выдаёт на очных соревнованиях кубки, а на заочных — только медали и дипломы.

К слову, мировая знаменитость в скоростном наборе Михаил Шестов зарабатывает деньги обучением иностранным языкам, а другая знаменитость, американец Рон Минго (известный, как «Mingo-Typewriter» - «Минго-Пишущая-Машинка») как-то жаловался, что ему часто отказывали в приеме на работу, поскольку не находилось адекватных его скорости набора заданий!

- Предположим, человек хочет самостоятельно заняться скоростным набором. Как ему выбрать методику и учебник?

- Если вы выбираете книгу без каких-то определенных предпочтений, то осмотрите её снаружи и внутри. Если учебник толстый, а сроки освоения названы довольно длинные, — это хороший признак. Ну, а кроме шуток, если не знаете, чему отдать предпочтение – выбирайте классику, беспроигрышный совет. К примеру, методики и книги Ходыкина и Портнова, а также их последовательницы Березиной.

Также стоит обратить внимание на обилие программ-тренажеров в интернете. Это и тренировки разной степени сложности, и оценка реальной скорости для отслеживания динамики развития, и даже способ оживить учебу элементами соревнования и социальной сети – к примеру, существует сайт под названием «Клавогонки» - там все желающие в онлайне соревнуются в скорости клавиатурного набора с коллегами по увлечению!

- Какие-то фирменные советы дадите, как практик?

- В общем-то, ничего засекреченного нет, все известно, а главное – это упорство… Из дополнительных советов порекомендую выполнять, кроме машинописных, вспомогательные упражнения. Например, обыкновенные конторские счёты — для скоропечатника это натуральный «балетный станок», а тарелка супа становится эффективным тренажером, если держать ложку «не теми» пальцами. Для обострения, инициирования нужных реакций полезно иногда пройтись по комнате с плотной повязкой на глазах, находя и опознавая предметы на ощупь и пространственно. А также берегите руки — старайтесь не браться голыми руками за очень горячее, очень холодное и т.д.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру