— Федор Николаевич, вы пробыли на орбите порядка шести месяцев. Не надоедает ли общаться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми?
— В космических условиях экипаж — это одно целое. Еще на этапе подготовки к полету мы начинаем узнавать друг друга. В этот раз у нас была международная команда: американка и астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Лука Пармитано — итальянец. У каждого из нас есть семьи и дети, а это тема для разговоров бесконечная и роднящая людей всех национальностей.
— Космическая фотография — это наука или творчество?
— С одной стороны, мы фотографируем для того, чтобы посмотреть, насколько человек влияет на природу, насколько бережно он к ней относится. И это отчетливо видно на примере с Сочи. Еще в 2007 году, находясь на борту МКС, мы болели за то, чтобы столицей зимних Олимпийских игр был выдвинут именно этот город. После победы Сочи я принялся фотографировать места будущих олимпийских объектов: район Адлера, долину реки Мзымта вплоть до Красной Поляны. Снимки, которые я сделал в этом году, совершенно отличаются от тех, что были пять лет назад. Из космоса видны уже построенные олимпийские сооружения, расширенные дороги. Преобразился аэропорт города, Красная Поляна. Эти фотографии необходимы ученым для оценки влияния человека на природу. Но, с другой стороны, фотография — это самое настоящее творчество! Снимки делаются с душой и для души. Бывает, что с первого раза не удается заснять нужную картинку, ты огорчаешься, но, набравшись терпения, вновь подходишь к иллюминатору и пытаешься уловить настроение природы.
— Какое место на Земле особенно красиво выглядит из космоса?
— Я всегда стараюсь поймать Байкал с интересных ракурсов. Снимал я и Владивосток, Сахалин, Камчатку. Но фотографировать жемчужину Кавказа, самую высокую горную вершину Европы — Эльбрус, — это что-то невероятное! Он красив, загадочен, таинственен. В разное время года он по-особенному выглядит! В моей выставке запланировано порядка 20 работ, и туда обязательно войдут снимки этой невероятной горы.
— Некоторые фотографии кажутся настолько абстрактными, что создается ощущение, будто над ними поработали специалисты по компьютерной графике...
— Несмотря на то что съемки велись свыше 400 км над земной поверхностью, фотографии делаются отнюдь не какой-то специально разработанной техникой, а обычной, которая продается в любом фотомагазине. Существует своя специфика съемки, особенно при работе с длиннофокусными объективами. Из-за вибрации корпуса МКС к нему не прижмешься и штатив не зафиксируешь. А при съемке с рук необходимо учитывать и бег Земли, и тремор рук. Одним словом, приходится как-то приспосабливаться, искать удобное положение. В открытом космосе тоже очень сложно снимать — необходимо не только фотоаппарат зафиксировать, но и себя!