Почему очередной виток в закручивании гаек в автомобильной жизни страны, обычно проходящий в парламенте как по маслу, вызвал такой шум и гам, мы попросили прокомментировать почетного адвоката России, вице-президента «Движения автомобилистов России» Леонида ОЛЬШАНСКОГО.
— Сегодня значительное число народных избранников выступают против реанимации балльной системы учета нарушений ПДД. Как, впрочем, и целого ряда других репрессивных норм, включенных в законопроект депутата Лысакова. Он даже не может добраться до первого чтения, так много к нему претензий. В чем их суть?
— Напомню, что балльная система просуществовала в старом КоАП РСФСР с 1992 по 1997 годы. И в итоге была изъята и из старого кодекса, и из проекта ныне действующего. В то время депутаты практически всех фракций признали, что балльная система противоречит как минимум двум статьям Конституции страны. Во-первых, тому ее важнейшему принципу, что за одно деяние дважды не наказывают. Во-вторых, она посягает на ст. 19 Основного закона, согласно которой все граждане нашей страны равны, независимо от профессии, образования, рода занятий. Ведь нет предложений начислять баллы судоводителю, летчику, охотнику за допущенные ими административные нарушения. Следовательно, водителя ставят в заведомо худшее положение по сравнению с другими правонарушителями. В итоге 12-я глава КоАП РФ резко диссонирует с остальными главами этого свода законов.
— Но вот сенатор Федоров, апологет балльной системы, утверждает, что о двойном наказании за одно нарушение речи не идет, поскольку, по его мнению, это два разных состава. То есть вас наказывают баллом не за то, что вы превысили скорость, а сделали это два раза.
— Во-первых, эту точку зрения еще в 1989 году отверг Верховный совет РСФСР, отменив пресловутые «просечки» в талоне предупреждений. А затем и коллеги Федорова в 1997 году.
А теперь перед нами на столе законопроект Лысакова. Он за одно и то же дорожное «преступление» предлагает наказывать даже не два раза, а пять! Например, за первый выезд на встречку — штрафом в пять тысяч рублей или лишением прав на срок от четырех до шести месяцев... За второй (и здесь законотворцем умело съедены слова «в течение одного года») — штрафом в десять тысяч рублей и лишением в/у на один год. При этом (третье наказание) параллельно начисляются штрафные баллы. И по совокупности набранных баллов (четвертое наказание) очередное лишение «прав». И, наконец, пятое наказание — по окончании срока лишения водительское удостоверение автоматически возвращать не будут. Водителя станут направлять на печально известную переэкзаменовку. Так что г-н Лысаков перещеголял всех инициаторов репрессий против водителей Дум всех созывов и их предшественников из Верховных советов.
— Какие еще подводные камни, не замеченные обществом, есть в этом законопроекте?
— О, их столько!.. Например, сегодня срок давности по большинству статей 12-й главы составляет от двух до трех месяцев. Законопроект по значительному количеству деяний устанавливает срок в один год. А время набора тех же баллов? Раньше, чтобы лишиться водительской «корочки», нужно было набрать 15 баллов в течение года. В лысаковском же законопроекте вообще не написано, за какой период баллы копятся. По этому поводу Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы (соисполнитель законопроекта) даже заявил, что «это неминуемо приведет к лишению «прав» без учета срока давности совершенных правонарушений». То есть для того, чтобы стать пешеходом, баллы можно копить и год, и два, и пять. Почему-то напрочь отсутствует концепция их сгорания.
— А так ли коррупционноемок законопроект, как утверждают оппоненты его автора?
— Скажу просто. Взятки дают, как показывает опыт прошлых лет, в первую очередь в двух случаях. Или чтобы не начислялись баллы, или чтобы пересдать экзамены. Причем если баллы не начисляются, то сумма взятки равна половине суммы штрафа, указанной в кодексе. Если же начисляются — то взятка равна удвоенной сумме официального штрафа. Элементарные математические действия показывают, что количество взяток и их объем в случае введения балльной системы возрастут как минимум в четыре раза.
— Но ведь Лысаков в том числе выступает и защитником истинно народных интересов, требуя возвращения нормы предельно допустимого уровня алкоголя в крови водителя. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Чистой воды пиар, дымовая завеса для протаскивания репрессий. Заяленные им 0,2 промилле могут быть и в крови больного диабетом, и у страдающего парадонтозом, и у принявшего 20 капель корвалола. Главная задача в этом вопросе — изменить инструкцию о порядке освидетельствования гражданина на состояние алкогольного и наркотического опьянения. Сегодя даже врач делает это только прибором. А должна устанавливаться полная клиническая картина состояния пациента с забором крови и мочи. И нужно запретить инспектору подсовывать водителю на трассе сомнительную трубочку. К такому подходу, судя по всему, движется «антиалкогольный» законопроект Ирины Яровой.