— Евгений Абрамович, откуда такая напасть со всеобщим слиянием школ?
— Представлять директора школы директором единственного школьного здания неверно: крупные образовательные комплексы из
— Особенно пугает объединение обычных школ с девиантными...
— Это очень важный момент. Система образования разнообразна: школы для детей с девиантным поведением, инклюзивные, школы для одаренных детей или те, где много детей мигрантов. И каждая имеет свои особенности, методики преподавания, даже устройство классов. Механическое объединение таких учебных заведений приводит к серьезным рискам. Взять хотя бы девиантные школы. Этим ребятам нужны особые педагоги, и гораздо рациональнее, да и просто дешевле решать проблемы таких детей в школах особого типа. Эта работа дает хорошие результаты: рецидивы у воспитанников минимальны.
То же — со школами для одаренных детей. Сразу оговорюсь: эти дети не лучше других — просто они могут больше пахать и постигать, чем обычные. И эта возможность у них должна быть, причем не за счет родителей, а за счет государства. Эти дети — наше будущее! Но пока особую работу с ними ведут особые преподаватели. А потому такая школа стоит дороже, чем обычная. Но ведь и результат виден. А мы собираемся растворить эти школы среди других. А потом что, начнем выполнять майский указ президента по поддержке талантливых детей и начнем воссоздавать эти школы с нуля? Нужен разумный подход.
— Начавшееся тотальное слияние вряд ли подходит под это определение...
— Переход ко всеобщему объединению, с моей точки зрения, не оправдан. Конечно, за рубежом встречаются крупные образовательные комплексы. Но они задумывались и строились такими с самого начала, а не собирались с бору по сосенке. Да и свои традиции не стоит ломать. Мы выстроили в образовании некую финансово-организационную модель. При некоторых недостатках в целом она работоспособна. Но пока модель сделана лишь приблизительно — молотком и кувалдой. Теперь нужна тонкая доводка. А мы то укрупняем, то разукрупняем, то сливаем науку с образованием, то разливаем...
— А насколько управляемы крупные образовательные «холдинги»?
— Департаменту, конечно, легче управлять 300 директорами школ, чем 1,5 тысячи. Но легче и лучше должно быть не чиновнику, а ребенку. Конечно, разумная оптимизация полезна: ну, не нужно школе 10 замдиректоров! Но в данном случае оптимизация неочевидна и неестественна по скорости. Необдуманными слияниями мы походя разрушаем атмосферу многих школ. Причем школ хороших, и не факт, что при слиянии одной из них с тремя плохими атмосфера хорошей передастся остальным... Реформа должна быть только в тех школах, где есть большие проблемы. Хорошие школы трогать не надо — и уж тем более во имя отчетных документов!
— Родители и члены школьных управляющих советов утверждают, что планы тотального слияния школ готовились втайне от них. Это правда?
— Нет, об этом говорили давно. Просто сейчас процесс набрал такую скорость, что всех ошеломил.
— И школы имеют право отказаться от слияния?
— Для решения об объединении необходимо согласие управляющего совета школы — по крайней мере, так было по состоянию на 1 сентября этого года. Знаю случаи, когда управляющий совет был не согласен с предложенным объединением и Департамент образования его отменял.
— Вы рассказали, чем объединение школ может обернуться для учеников. А что оно принесет учителям?
— Увольнение директоров школ, не сумевших набрать