— Антон Анатольевич, почему именно факт призвания варягов на славянские земли решили избрать в качестве отправной точки государственности России?
— Призвание варягов — это неточное обозначение. Речь идет о приглашении на княжение именно Рюрика. И произошло это, как значится в «Повести временных лет», в 862 году. Надо сказать, что образование государства — это, конечно, длительный процесс, и он не сводится к какому-то отдельному событию. При создании русской государственности вех было несколько. Самое раннее упоминание Руси в источниках датируется 839 годом. 860 год — поход русского войска на Константинополь, 862 год — приглашение Рюрика на княжение и 882 год — захват преемником Рюрика Олегом Киева.
— Почему же из всего этого разнообразия дат для истоков государственности избран именно приход Рюрика?
— Среди всех этих дат 862 год выделяется особенно. Хотя надо понимать, что сама эта дата условна. В «Повести временных лет» начала XII века ее составители реконструировали хронологию событий IX века, точно не зная дату призвания Рюрика. В другом памятнике письменности — так называемом «Начальном своде» конца XI века — это событие датируется 854 годом. Но вопрос точной даты — не главный. Главное, что Рюрик — и даже скорее его преемники — объединил под своей единой властью всех восточных славян и даже некоторые неславянские народности. Мы сейчас воспринимаем как само собой разумеющееся, что образовалось государство восточнославянских народностей под названием Русь. Но на самом деле это уникальное явление. Потому что в то же самое время формировались государства славян западных и южных. И хотя территорию они занимали меньшую, чем восточные славяне, там сформировалось по несколько государств. У восточных славян тоже еще до Рюрика шли процессы, ведущие к образованию государств. По летописям известно о существовании нескольких политических образований, имеющих тенденцию к появлению государства, — это район Киева для полян, район Новгорода — у словен и другие. И вполне могло все пойти так же, как у славян южных и западных, то есть образовалось бы несколько государств. Но заслуга Рюрика и его преемников именно в том, что образовалось единое государство и единый народ. И в XIX веке именно это обстоятельство дало основание для того, чтобы привязать дату тысячелетия России к этому событию.
— А зачем славянам, которые уже имели задатки государственности, потребовалось приглашать на княжение какого-то варяга, который умел только плавать на судах, воевать да брать дань?
— Возможно, это связано с тем, что Рюрик и его люди уже имели опыт государственного управления. По одной из версий, Рюрик, упоминаемый в «Повести временных лет», и Рерик, о котором сообщают франкские источники, — не просто тезки, а это одно и то же лицо. Между тем Рерик происходил из рода датских конунгов и долгое время служил франкским королям на территориях в устье Рейна. Это не могло не дать ему богатый опыт государственного управления, ведь Франкская империя, в свою очередь, переняла опыт государственного строительства у древней Римской империи. Так что приглашение на княжение такого опытного «управленца» имело смысл.
— Существует версия, что государство получило название Русь именно потому, что Рюрик и его братья были из племени русь. В «Повести временных лет» написано: «те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».
— Откуда взялось это название — вопрос очень сложный и, в общем, не решенный наукой. Действительно, по «Повести временных лет» варяги Рюрика происходили из некоего народа, называвшегося русь. Причем автор повести отделяет русь от других варягов — шведов, норвежцев. Но дело в том, что в Скандинавии такого народа, как русь, не существовало в раннее Средневековье. Во-вторых, в более раннем источнике — «Начальном своде» конца XI века — Рюрик представителем племени русь не называется, там просто говорится о варягах. То есть русью их называют уже позже — в начале XII века. Ведутся споры и об этимологии самого слова «русь». Есть версии, выводящие этимологию слова из древнескандинавского языка. Есть в этом названии определенное сходство с древнескандинавским глаголом «грести» — «родс». А русью называли, по этой версии, вначале не народ, а викингов-норманнов, которые приходили в Восточную Европу на гребных судах. Еще по одной версии слово «рус» восходит к ираноязычным народам. Есть и славянская версия происхождения этого слова.
— Между тем некоторые ученые связывают возникновение государства российского именно с появлением названия «русь», а потому полагают, что истоком нужно считать не начало княжения Рюрика — 862 год, а приход князя Олега в Киев, и, соответственно, появление Киевской Руси — 882 год.
— Опять-таки дата 882 г. условная, она есть только в «Повести временных лет». Событие это, безусловно, важное, потому что это было объединение раннего северного государственного образования с центром в Новгороде и южного — с центром в Киеве. Создалась своего рода ось государственной территории с севера на юг, по пути «из варяг в греки». И затем уже в течение Х века русские князья распространили свою власть на Восток и Запад в стороны от этой оси. Спор о том, какая веха для российcкого государства важнее, — чисто научный. Начало правления Рюрика — это приход династии, представители которой объединили всех восточных славян в единое государство. А приход Олега в Киев — это ключевое событие на пути этого самого объединения. Одно без другого не существует.

— Во время научно-практической конференции в Новгороде довелось услышать и еще одну точку зрения, которая говорит о том, что ни Новгород, ни Киевская Русь, ни даже Московское княжество не могут считаться государством. А о появлении единого российского государства можно говорить только с XIV века.
— Ну тогда уж не с XIV века, а с конца XV, когда появляются названия Россия и Российское государство. Здесь вот в чем дело: государство с названием Россия в современном звучании формируется действительно позже — в конце XV века. Слово «Россия» восходит к названию «Русь» через посредство греческой формы. В Византии слово «Русь» звучало как «Рос» с долгим «о». А для названия государства добавлялось окончание. В XV веке, когда Московское государство уже начало осваивать византийское наследие, стали применять и это название. Конечно, в какой-то мере ту Древнюю Русь и Российское государство можно считать разными образованиями. Но существует и явная преемственность. Даже когда единое государство Русь, о возникновении которого мы говорили, в XII веке распадается фактически на отдельные земли, представление о некоем единстве, о том, что есть «князь всея Руси», сохраняется. И уже в эпоху ордынской власти над русскими землями на северо-востоке начинается процесс образования нового единого государства с центром в Москве. В конце XV века этот процесс в основном завершается, образование получает имя Россия. Это действительно не то же самое государство, что образовалось в
— Считается, что одним из особых признаков российской государственности является приверженность к православию — и именно в византийской традиции. Между тем не раз доводилось слышать, что выбор Владимира в пользу той или иной религии был довольно спонтанным, он руководствовался чуть ли не какими-то личными предпочтениями. И склонялся даже к мусульманству.
— Нет, конечно, выбор не был спонтанным. Он был подготовлен предшествующей историей. Уже в начале IX века христианство в восточном варианте, которое позже получило название православия, проникает на Русь. И в кругах русской знати появляются христиане, в том числе и князья. Но альтернатива действительно была — рассматривали возможность выбора между восточным и западным христианством. Потому что вообще
— Говорят, что выбор склонился в пользу Византии отчасти потому, что именно византийское христианство на тот момент было более сильным и нацеленным на имперскую власть.
— Нет, как раз наоборот — в то время западное христианство было более активным в сфере миссионерской деятельности. А связь восточного христианства с властью императора в тот момент для Руси значения не имела, потому что русские князья не обнаруживали никаких претензий на то, чтобы их власть была поставлена на уровень императорской. Такие устремления появляются только в XV веке, уже после падения Византийской империи. В Московском Российском государстве полагали, что императорское наследие Византии должно перейти ему как единственному оставшемуся православному государству.
— Некоторые ученые полагают, что как раз эта роль «наследника Византии» делает Россию «избранной» в историческом плане. То есть у нее есть особая духовная миссия в этом мире. Но есть еще «чаадаевская теория», что Россия в результате оказалась и не Востоком, и не Западом, а некоей «черной дырой», не способной к саморазвитию.
— Я думаю, что Россия ближе по развитию к Европе. Она формировалась как европейское государство.
— То есть версия о том, что европейские идеологические ценности нам не свойственны, не совсем верна?
— В широком смысле Россия, конечно, принадлежит к европейской цивилизации. Но особенности нашего развития и наш менталитет всегда необходимо учитывать.