Ирина, бодигард с
«И что им всем не нравится? — удивляется она. — Квартира у меня своя, машина. Деньги приличные зарабатываю, ничего не требую». Ире 35, она мечтает о детях. Однако все бойфренды уходят от нее под разными предлогами. То ревность, то недостаток внимания, то еще что-нибудь. Не надеясь на мужчин, она уже всерьез подумывает об искусственном оплодотворении и спрашивает совета у тех, кто уже проходил эту процедуру. Но вместо медицинских советов неожиданно получает житейский:
«Не дури! — учит ее некая Марго. — Просто бросай эту работу. Я тоже была охранницей, и тоже мужики от меня шарахались как черти от ладана. Я уж просто сама на них вешалась, но без толку — ночь проведут и сбегают. Потом наконец дотумкала, что перед мужиком мышцами играть нельзя. Очередному парню сказала, что работаю тренером в детской спортшколе, — и все было нормалек! Почти пять месяцев! А потом правда открылась, и он очень быстро слинял, как обычно, без объяснения причин. Сейчас я ушла из охраны, у меня новый жених, он даже не знает, что я там работала. Надеюсь, что и не узнает... А я ищу другую работу. Точно тебе говорю: профессия телохранительницы — самая неблагополучная с точки зрения личной жизни».
Интим недопустим
Права ли Марго и что представляют собой дамы, готовые каждый день собственной грудью прикрывать клиента-работодателя? Спрашиваю об этом Надежду Михайлову — руководителя и основательницу первой и пока единственной в России школы женщин-телохранителей, в прошлом сотрудника спецслужб и бодигарда со стажем. У Надежды своя версия личной неустроенности телохранительниц:
— Плотный рабочий график всему виной. Кому же понравится, что жена пропадает сутками (обычно у девочек график 2 через 2). Многие наши ученицы после того, как полноценно начинали работать, разводились. Я и сама смогла наладить личную жизнь только после того, как перестала работать в «личке», а открыла свою школу и начала преподавать. Но есть и исключения. Думаю, мужья у таких женщин специфического склада характера — мягкие и терпеливые. Как супруг телегероини Каменской. Так или иначе, я всем своим подопечным советую на первом свидании о работе не кричать.
— А может быть, ревность мешает? Все-таки мужчины, которых приходится охранять, успешные и богатые.
— Наши заказчики не только из этой категории. Часто женщину-бодигарда нанимают в «личку» женам и детям. Взрослые влиятельные дамы тоже предпочитают видеть рядом с собой женщин. Тогда им обеспечена безопасность даже в местах, куда мужчинам вход запрещен. В дамской комнате, например. Что касается, мужчин, то в контракте четко прописано — интим между заказчиком и телохранительницей недопустим. Это глубоко непрофессионально, потому что личные отношения всегда мешают работе. Бывает, конечно, так, что никакой контракт не в силах удержать чувств. Жизнь есть жизнь, что поделаешь. Но это исключения. Наш мир профессиональных телохранителей (и тем более телохранительниц) очень узкий. И любые проколы становятся известны. Уверяю вас, карьеру в этой сфере потом сложно будет такой женщине сделать.
— А может, карьера уже будет не нужна, зачем жене богатого мужа работать?
— До браков между телохранительницей и заказчиком у нас пока не доходило. Кстати, некоторые, рвущиеся к нам на обучение, преследуют именно такую цель — войти в семью успешного человека и женить заказчика на себе. Но уверяю вас, дамочек с такими целями мы быстро раскусываем. В процессе обучения, а оно длится полгода, всегда вскрывается все, что задумал человек и на что он способен. Ведь помимо собеседования со мной и с психологом наши ученицы проходят еще и детектор лжи.
Губная помада для глаз
В Древнем Китае у императоров в охране всегда были женщины. Считалось, что у них больше развита интуиция и преданность своему хозяину. Надежда с китайцами согласна. Кроме того, она видит еще кучу плюсов:
— Например, женщина легко и быстро может изменить внешность до неузнаваемости — парик, макияж, нехарактерная одежда — и перед вами другой человек. А дамские уловки — похлопать ресницами, когда надо, изобразить глупую блондинку... Ну и самое главное, женщины более внимательны, замечают все малейшие детали (в чем одет, как стоит стул). И умеют хорошо предвидеть и предвосхищать события. Да и любой предмет из женской сумочки в умелых подготовленных руках может стать оружием.
— Даже губная помада?
— Конечно! Ею можно в глаза ткнуть. Пилочки для ногтей — вообще самый хороший предмет для самообороны, они всегда есть с собой у телохранительниц.
Мы разговариваем с Надеждой на их тренировочной базе, расположение которой практически засекречено. Проникнуть сюда я пыталась под видом поступающей в школу. Однако Надежда — настоящий профессионал, раскусила во мне журналиста она буквально за три минуты. Несколько лет назад она сказала категорическое «нет» работе в личной охране. Теперь занимается обучением и передачей опыта:
— Я иногда работаю телохранительницей, но очень редко и на разовых заказах у старых клиентов. А так уже все, хватит. И так за мою трудовую жизнь семь общих наркозов и два ранения. Здоровье уже не то.
— Какие критерии вы предъявляете к своим ученицам?
— Ну, очень важно, чтоб женщина занималась спортом. Натренировать тело — это еще полдела. Главное, что спорт воспитывает выдержку, выносливость и крепость духа. Возраст наших учениц — от 23 до 40. Но, честно признаться, в 40 начинать карьеру личной охранницы уже поздновато. Что касается внешних данных, то смотрю на миловидность и рост (телохранитель должен быть выше своего заказчика). Мужеподобных не берем, так как они будут только внимание привлекать. А наши клиенты часто маскируют охранницу под секретаря или личную помощницу. Вместе с шефом под видом секретарши она присутствует на важных бизнес-переговорах, там, где клиента подстерегает возможная опасность.
— А почему вы сами выбрали эту профессию?
— Сколько себя помню, мне всегда хотелось кого-то защищать. Учась в школе, я часто приходила на помощь тем, кого обижали. Сначала занималась спортом. Но когда мне исполнилось 18, тренер повез меня в Китай. Полученные там знания перевернули мою жизнь — вернувшись домой, я навсегда ушла из профессионального спорта. Я больше не хотела по команде, по свистку или удару гонга идти и бить человека. За время пребывания в Китае я научилась распознавать болевые точки противника. Мне казалось нечестным выходить на ринг, обладая такими способностями. Профессия телохранителя, напротив, полностью соответствовала моей системе ценностей, и это был вполне осознанный выбор.
— С дискриминацией по половому признаку сталкивались?
— Это да, к представительницам слабого пола отношение особое. Вот вам пример из моей службы с спецвойсках. После силовых тренировок — они у нас были каждый день — мы по очереди подходили к тренеру, и он со всей силы бил кулаком в пресс. Меня тоже бил, правда, закрывал при этом глаза. И всегда говорил: «Ты должна быть лучшей, потому что если ты сделаешь мужику больно, он не покалечит тебя, он тебя просто убьет. Нет у тебя права на ошибку! Поняла?»
Мания преследования
Эта профессия благодаря кино и книгам овеяна романтикой. А как на самом деле работается бодигардам в юбке, знают только они сами. Вот что рассказала мне сотрудник личной охраны Лидия, которая просила не называть ее истинное имя:
— У многих девочек нашей профессии развивается мания преследования, каждый день ведь выходишь как на войну. Я вот, например, даже когда с друзьями отдыхаю, всегда в напряжении и все подмечаю: открыта ли форточка, кто сидит за соседними столиками. Однажды старинный приятель, случайно увидев меня в кафе, тихонько подошел сзади и закрыл мне лицо ладонями — типа, угадай, кто. От неожиданности я вырубила его с одного удара...
Самый большой плюс женщин-охранниц, на мой взгляд, — от слабого пола мало кто ждет угрозы. И это часто выручает. Однажды я с клиентом возвращалась домой (он тогда с усиленной охраной ходил, предполагал готовящееся покушение. Я работала в составе команды из нескольких мужчин). Подошли к подъезду, чувствую — что-то не так. Зашла одна: света нет — и тут в мой висок упирается холодное дуло. Я активизирую все свои актерские способности и начинаю верещать: «Ой, мамочки!» У меня в руках был специальный приборчик в виде брелока, который дает клиенту знать, что в подъезде засада. Незаметно нажимаю на кнопку, луплю того красавца между ног, выбиваю пистолет...
Позже ушла в «личку» к крупному бизнесмену. А месяца через два стала замечать, что за ним постоянно кто-то следит. Причем очень неумело и непрофессионально. «Хвост» этот я быстро вычислила и взяла. Оказалось — это жена моего бизнесмена подумала, что я любовница, и наняла частного детектива, чтобы разоблачить неверного мужа. Пришлось мужу ей рассказать, кто я такая на самом деле.
Сейчас я охраняю подростка. Мне пока нравится — тихо и спокойно.
— Детишки, наверное, вредные попадаются...
— Разные бывают. С детьми применяется особая техника. Обычно охранница, как ангел-хранитель, незаметно следует рядом. Так, чтобы не мешать подростку общаться с друзьями. Иначе его могут и засмеять. Но мы с моим подопечным быстро нашли общий язык. Он просит, чтобы я его приемам всяким обучала.
— Ну, а личная жизнь-то как складывается?
— А ее просто нет. Честно говоря, я не очень понимаю почему. Мы все знаем, что у телохранительниц ни мужей, ни женихов не бывает. Я даже не задумываюсь на эту тему.
Лида рассказывает, как одной из ее коллег, Алле, несказанно повезло — у нее появился парень, которого не отталкивала профессия подруги. Все у ребят было гладко, дело шло к свадьбе — до одного злополучного вечера. Поздней порой они возвращались из гостей, во дворе произошла стычка с местной шпаной, и когда в дело пошли кулаки, Алла не стала ждать непредсказуемого результата мужских разборок и несколькими точными ударами раскидала обидчиков. Но спасенный жених вовсе не испытывал чувства благодарности. Напротив, он насупился, замкнулся и вскорости прекратил с Аллой все отношения.
Убей в себе мужчину
Самая печальная лав-стори из жизни женщин-бодигардов произошла с
— Через месяц преподавательница тренировок сказала, что из меня вышел бы отличный телохранитель, — рассказывает Эльмира, — я в прошлом волейболистка с первым взрослым разрядом. Я тогда только поулыбалась. Но вспомнила слова тренера, когда после кризиса 2008 года транспортная компания, где я трудилась менеджером, закрылась. Так и оказалась в «личке».
Муж Андрей сразу возражал — говорил, что его жена не должна заниматься таким тяжелым и опасным делом. Но Эля уговорила его — денег в семье катастрофически не хватало, мужу в связи с кризисом тоже сильно урезали зарплату.
С этого момента отношения между супругами начали портиться. Андрей стал угрюмым, придирался к жене по пустякам, чего раньше с ним никогда не случалось.
— Он говорил мне, что я плохая мать, что мало внимания уделяю детям, — с горечью вспоминает Эльмира. — Но ведь у меня оставалось очень мало времени на семью! Потом стал жаловаться всем знакомым, что у меня очень испортился характер. Я этого вообще не замечала, и мне было так обидно!
Эля все чаще упрекала мужа, что он, вместо того чтобы ценить ее вклад в семейный бюджет, только пилит ее. А однажды взорвалась по-настоящему:
— Я ради благополучия семьи жизнью каждый день рискую, а ты только зудеть умеешь! В нашей семье мужик не ты, а я!
...На другой день Андрей совершил попытку самоубийства — выстрелил себе в голову из пневматического пистолета. К счастью, остался жив, хотя почти три недели пролежал в больнице. При выписке врач говорила Эльмире о жесточайшей депрессии, накрывшей ее мужа. Эля пыталась помочь ему, но безуспешно. Муж попросил прощения за все неприятности, что доставил ей, и... подал на развод.
— Он сказал, что рядом со мной чувствует себя не человеком, а жалким подобием. И что нашего прекрасного прошлого, когда он был мужчиной, а я женщиной, уже не вернешь...
Комментирует психолог Илья Решетников: «Все мужчины — существа с ущемленным самолюбием. Природа наша такова. Поэтому многие предпочитают жить с теми женщинами, которые слабее их по духу и социальному статусу. Таким образом, покровительствуя своей второй половинке, они как бы это свое самолюбие прикармливают, поднимаясь в своих собственных глазах. Если же дама сердца сильная, смелая, решительная, самодостаточная, готова постоять и за себя, за него и, что называется, спасти мир, то мужчина чувствует себя слабым звеном. Самолюбие страдает, появляется чувство дискомфорта, находиться в котором долго очень сложно. Хуже всего, когда женщина свои превосходные качества постоянно демонстрирует — а это невольно происходит, если она работает в такой сфере, где требуется сила и мужество. Женщина подобной профессии может существовать с мужчиной при условии, если будет всячески стушевывать свои мужские качества. Если сумеет дома быть слабой и милой, будет просить мужа о помощи, даст ему постоять за нее перед уличными хулиганами. Этому просто нужно научиться».