В сессию надо жить весело

Читателям «МК» рассказали, как сохранить здоровье во время экзаменов

Для кого-то весна — период романтики, а вот школьники и студенты готовятся к жаркой экзаменационной поре. И редкий представитель учащейся братии может сказать словами известного киногероя: «Экзамен для меня — всегда праздник!» Скорее — сплошная нервотрепка.

Как собраться перед экзаменами? Насколько сессии расшатывают нервную систему и здоровье? Стоит ли пить таблетки или молодой организм сам справится? На эти и многие другие вопросы в ходе прямой линии читателям «МК» ответила главный научный специалист ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, эксперт Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», доктор медицинских наук, профессор Татьяна Валентиновна КЛИМЕНКО.

Читателям «МК» рассказали, как сохранить здоровье во время экзаменов

тестовый баннер под заглавное изображение

— Как лучше запоминать большой объем информации в ограниченный период времени?

— Разные люди по-разному воспринимают окружающий мир. Поэтому кому-то нужно учебный материал видеть, чтобы запомнить, кому-то — его записать, кому-то — выделить главную мысль подчеркиванием соответствующего абзаца в учебнике, а кому-то достаточно его услышать. Людям, которые запоминают увиденный материал, улучшить процесс запоминания помогает подключение любой ритмичной моторики (например, заучивание на ходу или постукивание ногой). Но в любом случае главное — повтор. Наш мозг — очень хорошо организованная цикличная система. И любой вид деятельности, который мы хотим закрепить, должен быть вмонтирован в определенный цикл. Хаос усваивается мозгом гораздо хуже.

— Говорят, что валерьянку перед экзаменом пить не надо. Почему?

— Потому что во время экзамена надо мобилизоваться, а прием валерьянки расслабляет, поэтому принимать ее перед экзаменом категорически нельзя, как, впрочем, и любое другое успокоительное средство. Если вы боитесь экзаменов, вам надо на них настраиваться. Как? В первую очередь необходимо преодолеть страх перед самим словом «экзамен». Для этого надо почаще в своем сознании произносить это слово: вот я ответил на уроке — я сдал мой маленький экзамен; удалось договориться с родителем по какой-то проблеме — это я сдал мой очередной маленький экзамен. Во-вторых, необходимо понять, почему вы боитесь экзамена. Если потому, что не подготовлены, выход один: выучить материал. Если вы опасаетесь, что растеряетесь на экзамене и не вспомните материал, который учили, тогда задача другая — преодолеть этот страх. Испокон веков люди, которые ведут экстремальный образ жизни (путешественники, спортсмены), всегда прибегали к помощи талисманов. Многие студенты в период сессии создают себе различные талисманы: кто-то ходит на все экзамены с одной и той же ручкой, кто-то одевает одну и ту же одежду и т.д. Создание собственного талисмана — это не признак слабости, а дополнительная психологическая поддержка. Удачно подобранный талисман создает у человека чувство уверенности в своих силах, что помогает ему мобилизоваться и преуспеть.

— Моя дочь учится в английской спецшколе, нагрузки очень сильные. Мы, родители, как можем помогаем ребенку: уроки делаем после прогулок на свежем воздухе, стараемся, чтоб она соблюдала режим, ела рыбу, овощи, фрукты... Но девочка все равно сильно устает. Можете ли посоветовать легкое успокаивающее для подростка?

— Я категорически против того, чтобы подростку давали успокаивающие средства без наличия на то показаний и без назначения врача. В данном случае я их не вижу. Ребенок просто не умеет отдыхать. Посмотрите любую доступную литературу, например в Интернете, по аутотренингу: есть множество несложных упражнений, позволяющих за 2–3 минуты добиться ощущения, что ты отдохнул. Кроме того, попробуйте проанализировать свое поведение. Родители часто сами навязывают детям мысль, что у них очень большие нагрузки. Если вы так считаете, обсудите это с учителем, но ребенку об этом говорить не надо. Когда школьнику говорят о высоких школьных нагрузках, он на это настраивается, и ощущение усталости возникает не только в результате реальных нагрузок, но и вследствие неверной психологической установки. И еще. Почему-то считается, что проблемы — это плохо, и нужно стремиться их избегать. На самом деле проблемы человеку необходимы. Чтобы мышцы были сильными, им нужен тренажер. Для развития ума тоже нужен «тренажер», которым в этом случае являются интеллектуальные нагрузки. Наша психика, чтобы она была выносливой и стрессоустойчивой, тоже нуждается в «тренажере», которым в данном случае являются проблемы. Только при преодолении проблем у человека формируются психологическая устойчивость, сила воли, сила духа. Но следует помнить, что во время любой тренировки необходимо правильно и индивидуально подбирать нагрузки, т.е. надо не освобождать ребенка от решения проблемы, а настойчиво мотивировать его на ее преодоление. Ребенку в школе не просто дают определенные учебные нагрузки, но и постепенно их увеличивают по мере того, как школьник взрослеет. Так и должно быть.

— Есть анекдот в тему. Разговаривают два мальчика в школе. «Что ты делаешь, чтобы быть умным?» — «Ем рыбу. А ты?» — «А я читаю книжки». Как лучше усилить рацион питания школьников в период подготовки к экзаменам?

— Конечно, нужны белки. В рыбе белки более легкоусвояемые, чем в мясе. Хотя тут дело вкуса. Но вегетарианская, как и любая другая жесткая диета, на период экзаменов все-таки не рекомендуется. В этот период должно быть сбалансированное питание.

— Сколько можно выпить чашек кофе в ночь перед экзаменом без ущерба для здоровья? Или, может, лучше «энергетики» пить?

— Нисколько и ни в коем случае, потому что после употребления большого количества кофе у большинства людей отмечается перевозбуждение психической деятельности с последующим снижением деятельности интеллектуальной. Для чего пьют так много кофе перед экзаменом? Потому что до этого весь год гуляли и теперь за ночь хотят поднять огромный интеллектуальный груз. Может быть, лучше заранее начать готовиться к экзаменам? Я категорически против «энергетиков». Организм человека является самозаряжающейся системой, и если человек начинает подзаряжать свой организм энергетиками извне, происходит истощение его собственных энергообразующих систем. Поэтому надо уметь себя «заводить» за счет собственных резервов. Это физические и интеллектуальные нагрузки, самого разного рода впечатления, которые тренируют нашу энергетическую систему.

— Расскажите о таких средствах, как лимонник и янтарная кислота.

— И лимонник, и янтарная кислота относятся к средствам общестимулирующего действия. Их прием оказывает благоприятное воздействие на работу головного мозга, повышает психическую стрессоустойчивость, нормализует работу нервной системы, оказывает стимулирующее и укрепляющее воздействие на иммунную систему, улучшает энергетический обмен. Но перед тем как эти средства применять, все-таки необходимо посоветоваться с врачом.

ЕДА ДЛЯ УМА

Чемпионом среди продуктов питания, способных повысить все мыслительные способности (память, логическое мышление, внимание), является морская рыба. Она содержит «умные» кислоты омега-3, которые принимают непосредственное участие в работе мозга. Регулярно снабжая мозг этими кислотами, можно добиться увеличения скорости восприятия информации и быстроты мыслительных реакций, активизировать обработку и анализ информации. Так, подросткам в возрасте 11–17 лет необходимо съедать около 60–70 г рыбы ежедневно. Однако, увы, в России традиционно низок уровень потребления жирной морской рыбы, и поэтому дефицит омега-3 кислот у современных российских детей — явление очень распространенное. Поэтому есть смысл принимать эти вещества дополнительно в виде пищевых добавок. Особенно накануне экзаменов, сессий, окончания учебного года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру