— Что нового принесет ЕГЭ выпускнику-2012? К чему готовиться школьнику, учителю и, не побоюсь этого слова, репетитору?
Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрей Ершов:
— Первый этап процедуры изменений по всем 14 общеобразовательным предметам заключался в анализе ЕГЭ прошлого года. Затем прошло широкое общественное обсуждение предполагаемых изменений и апробация материалов или демонстрационных вариантов ЕГЭ на будущий год. В этом году, например, сдавать историю будут около 190 тыс. человек. Но 12 тысяч уже сдавали этот экзамен в режиме апробации. И это позволило нам заранее взвесить все «за» и «против» новой модели.
— Каким в этом году будет минимум баллов ЕГЭ по русскому?
Глава комиссии разработчиков КИМ по русскому языку Ирина Цыбулько:
— По инициативе Рособрнадзора минимальный порог первичного балла по двум предметам впервые установлен заранее, и это одно из главных новшеств. Нижняя граница для русского языка осталась на уровне прошлого года: 17 из 64 первичных баллов, или 36 баллов из 100. Это лучшее подтверждение стабильности контрольно-измерительных материалов, в том числе по русскому языку. Так что никаких революционных изменений КИМов не будет. Появятся лишь незначительные новшества, да и те с августа прошлого года висят на сайте ФИПИ и наверняка известны всем, кто готовится к экзаменам. Впрочем, незначительны они лишь для выпускников. Методически изменения очень существенны. К примеру, раньше детям приходилось писать «об актуальности проблемы текста». И мы получали примерно такое: «Проблема дружбы и любви была актуальна во все времена». Конечно, мы должны были на это отреагировать!
— А что нового нам готовит ЕГЭ по истории?
Глава комиссии разработчиков КИМ по истории Александр Безбородов:
— Наше историческое образование переживает сложный период. Появляются новые историографические факты, рассекречивается целый ряд архивных комплексов. И все это должно отразиться в материалах ЕГЭ. Для этого года характерен отход ЕГЭ по истории от формализации. История — наука точная. Так что формализованное знание (тестовая часть экзамена. — «МК») в ЕГЭ останется. Однако оно сократится, а ЕГЭ будет сильнее ориентирован на творческий поиск. Будет больше вопросов из области историографии и источниковедения — пусть простейших. Появится «исторический портрет», где из трех предложенных исторических личностей учащийся выберет и опишет в сочинении одну. Между тем ЕГЭ по истории у нас становится более востребованным: в 2012 году его сдают почти 200 тыс. человек.
— Теперь, пожалуйста, математика.
Глава комиссии разработчиков КИМ по математике Иван Ященко:
— На недавнем пробном экзамене треть выпускников не смогли правильно решить простейшую практическую задачку на расчет оплаты электроэнергии по показателям счетчика. И это несмотря на то, что по математике у нас все задачи опубликованы на официальном сайте! Не сомневаюсь: школа должна выпускать людей, способных произвести простейшие математические действия. И два года назад мы существенно обновили содержание ЕГЭ в сторону практики. Изменения этого года лежат в том же русле. Отсюда мой первый совет выпускнику. Когда решаешь задачу по математике, помни: абсолютно все числа в практических заданиях реальные, а не абстрактные. Поэтому на экзамене включи мозги и подумай: могут ли тебе с тысячи рублей сдать сдачу 5600 рублей? Получил такой ответ — ищи в решении ошибку!
Второй совет — для поступающих в технические вузы. ЕГЭ у нас пока не разделен на уровни, этот вопрос обсуждается. Но он довольно сложный и требует времени. Поэтому пока каждый должен определить, что в зависимости от своих целей должен получить. И на экзамене очень важно распределить время — особенно тем, кому не надо поступать в ведущие математические вузы. Помните: решение 100% задач рассчитано не на всех. Так что не разбрасывайтесь при подготовке, а закрепляйте то, что у вас получается. Не надо изучать ничего нового: за месяц математику не выучишь. Лучше добейтесь того, чтобы не ошибиться в задачах, которые у вас выходят! 30% ошибок в ЕГЭ — это неверно прочитанное условие задачи или простейшие арифметические ошибки. Занятия на закрепление позволят не потерять эти 30%.
Минимальная положительная оценка по математике в этом году устанавливается на уровне 5 первичных баллов (или 24 балла из 100). На эти баллы нужно решить 5 задач.
— Идем далее. Литература.
Глава комиссии разработчиков КИМ по литературе Сергей Зинин:
— Литературу привыкли воспринимать как предмет, пострадавший от ЕГЭ. Но это не так! Просто в экспериментальный период ЕГЭ предмет нащупывал нужный формат. А сейчас он найден. И ни один экзамен не изменился так сильно, как литература. Очевидно, что в литературе не все исчерпывается одним знанием фактов. Поэтому простейшие тесты с выбором одного ответа из нескольких возможных ушли, а появились те, что требуют знания текста произведения, сюжета, образной системы. Например, установление соответствия между рядом персонажей произведения и рядом, где обозначены судьбы героев, их характеры и т.д. В основу новой формы экзамена положен анализ текстового фрагмента, выявление смысла прочитанного и средств его передачи. А его вершиной стало полноформатное сочинение в лучших традициях российского образования. Причем в том объеме, в котором хочет ребенок: верхнего предела нет, установлен лишь минимальный объем, ниже которого попросту не раскроешь проблему. Теперь на очереди изменение критериев проверки ответов. Прежде всего заданий с развернутым ответом, которые проверяются не компьютером, а экспертами. Здесь критерии оценки должны учитывать больше нюансов.
Добавлю два слова о подготовке. Чтобы успешно сдать экзамен по литературе, не надо натаскивать себя на какие-то тесты, задания, шаблоны. Нужно лишь хорошо знать текст произведения и владеть терминологическим языком предмета — языком, на котором говорят об искусстве слова, о литературе. Напичкивание детей готовыми ответами ничего не дает.
— И, наконец, обществознание.
Замдиректора ФИПИ Ольга Котова:
— Обществознание — самый популярный предмет по выбору: его сдают до 50% всех выпускников. Правда, эти ребята ориентированы не на естественнонаучное или техническое образование, а на широкий общегуманитарный контекст. Отсюда колоссальное различие в уровне их подготовки. И ответы на незамысловатые задания ЕГЭ, вроде: «Мама на кухне готовит детям обед. Это предмет какой деятельности: хозяйственной, военной, политической?», или «Что по российскому закону относится к препятствиям для заключения брака: близкое родство, несогласие родителя, отсутствие жилья, тяжелые материальные условия?», или даже «Какова форма государственного устройства России?» (которая является федерацией, если немножко подумать), не дают 100% выполнения.
Среди изменений этого года отмечу повышение балльности с 2 до 3 за задание на составление плана ответа по теме вроде «Политическая система Российской Федерации». Стоит обратить внимание и на мини-сочинение, где из 6 тем, сформулированных в виде афористических суждений, предлагается выбрать одну: назвать проблему, поднятую автором, выразить свое отношение и аргументировать его. Здесь хочу предупредить регионы, где пытаются заставить ребенка рассказать в этом задании об авторе и его взглядах. Это неправомерно. Такое требование не предусмотрено ни критериями, ни разработчиками!