Туризм играет важную роль в социально-экономической и культурной жизни Подмосковья. Для этого в регионе есть все условия: уникальная природа, редкие по красоте ландшафты, великолепные места для организации курортно-оздоровительного, семейного и молодежного отдыха.
На территории Мытищинского района расположены более 36 пансионатов с лечением, санаториев, домов и баз отдыха, 2 детских оздоровительных лагеря. Здесь сосредоточены три четверти всех водных ресурсов Подмосковья. Шесть водохранилищ — Клязьминское, Пироговское, Учинское, Пестовское, Икшинское и Пяловское — настоящий подарок для любителей активного и яхтенного отдыха (в районе более 10 яхт-клубов). Протекают реки Уча, Клязьма, Яуза, расположены лесопарки и заповедники.
С самого утра на площади у дворца «Яуза» развернулось красочное ярмарочное подворье, главными атрибутами которого стали самовар с ароматным чаем, расписной жостовский поднос с аппетитными баранками и, конечно, народные гуляния! Здесь можно было не только угоститься разными видами этого любимого напитка, но и познакомиться со всеми правилами чайной церемонии.
Знаете ли вы, откуда пошло название «Мытищи»? Около пяти веков назад в наших краях проходил Яузский волок, который был частью важного торгового пути из Москвы-реки по Яузе в реку Клязьму. Суда перетаскивали по суше волоком около 8 километров. В начале волока собирали «мыт» — пошлину за провоз товаров. Вот и «исток» Мытищ! И гости смогли увидеть, как это было. Организаторы праздника подготовили историческую реконструкцию мытищинского волока!
Пока народ развлекался, в здании администрации прошел «круглый стол» по теме: «Развитие туризма на муниципальном уровне». Вела его Елена Сахарчук, член Совета по туризму Мытищинского района, декан факультета туризма и гостеприимства РГУТиС. Собравшиеся обсудили, что может стать брендом района, чем можно привлечь туристов. Мытищи славятся необычными памятниками, например водопроводу. Не исключено, что в ближайшие годы в городе появится еще один — гигантский самовар. А что, в Бостоне в память знаменитого «Бостонского чаепития» есть громадный чайник, почему бы и нам не увековечить в памятнике «Чаепитие в Мытищах»?!
Елена Сахарчук рассказала о разработанном экскурсионном маршруте «Обзорная экскурсия по Мытищинскому району «Чаепитие в Мытищах». Поехав по нему, туристы смогут увидеть все достопримечательности района, например великолепную усадьбу «Марфино», пивной завод, здания и сооружения водоподъемной станции XIX века.
Ко Дню туризма в городе выпустили книгу и фильм «Мытищинский район — жемчужина Подмосковья».
А еще Мытищи — город мастеров! Край славится своими народно-художественными промыслами. Именно Мытищинский район — родина декоративной росписи на подносах (Жостово), миниатюрной росписи шкатулок (Федоскино). Известна далеко за пределами района «Былина» — производство русских народных кукол. Гости праздника смогли попробовать и свои силы: сделать горшок, витраж, выковать подковку, а на сцене тем временем их развлекали лучшие районные коллективы.
Какие бы ни были замечательные красоты в Подмосковье, главное богатство — люди. Так решили и в Мытищинском районе, организовав клуб популярных людей. Председателем «Клуба известных мытищинцев» стал крупный деятель советского и современного российского телевидения, журналист, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев. 3 октября Эдуарду Михайловичу исполнится 65 лет. Мы поздравляем его. Накануне юбилея он дал интервью «МК».
— Эдуард Михайлович, что это за клуб?
— В него вошли известные люди, могущие прославить район: космонавт Владимир Аксенов, певцы Николай Расторгуев и Алексей Глызин, актер Павел Майков, спортсмен Майоров, руководитель Департамента молодежной политики при Администрации Президента, бывший ведущий «Музобоза» Иван Демидов и многие другие, в их числе первый зам главного редактора газеты «МК» Петр Маркович Спектор. В Москве мы все стараемся не жить, поэтому действительно считаем себя мытищинцами. Я даже думаю, что можно создать туристический маршрут по нашим дачам — будет пользоваться популярностью, но только для взрослых. Детям до 16 я бы его не рекомендовал. К нам часто приезжают гости, и мы имеем возможность организовывать с ними встречи для мытищинцев, например, со Светланой Сорокиной или Леонидом Якубовичем, с которыми я работал долгие годы.
— У вас есть любимое место в районе?
— Конечно, это мой дом. Где живу я со своей супругой Людмилой. Где живет мой сын Михаил со своей женой Аней и двумя моими внучками Аней и Юлей, куда еще приезжает моя дочь Юля с моими внуками Мишей и Тишей. Это пространство, куда вложено много любви. Это не дача, а усадьба, имение, у нас около трех гектаров земли и большое хозяйство: гуси, утки, куры, три собаки, две кошки и другая живность. На участке мы корзинами грибы собираем. Это не просто место, где можно отдыхать и дышать свежим воздухом, это наша семейная обитель.
— У вас такое большое хозяйство...
— Да еще рыба в прудике. Ловлю на удочку килограммовых карпов. У меня мечта вообще отделиться от государства, но не могу этого сделать до конца, потому что нужны газ и электричество. Канализация своя, вода артезианская своя, и даже к нашим домам подходит отдельная высоковольтная линия. Будучи внуком раскулаченного деда, я очень хорошо понимаю, что такое колхоз, куда людей загоняют, и верю в самостоятельность каждого отдельного человека. Возможно, я поставлю ветряк, чтобы и электричество было свое.
— Мой дом — моя крепость, это понятно, ну а какие-то скажем, общественные места, где бы вам нравилось?
— Второе любимое место в районе находится недалеко от места, где я живу. Это церковь Рождества Богородицы в деревне Рождествено. Этой церкви больше трехсот лет. В ней похоронен отец Александра Суворова, генерал-аншеф Василий Суворов, — это когда-то была их домовая церковь. В этих местах Василий Иванович Суворов встретил свои жену — красивую армянку, и родился человек, который прославил всю Россию.
Там же, возле церкви, на кладбище похоронен еще один великий сын России — Святослав Федоров. Последние годы его жизни мы были самыми близкими друзьями. Во многом он мой идеал, духовный отец. Вместе мы восстанавливали эту церковь, за это нам дали ордена князя Даниила Московского. Здесь Федоров жил полной жизнью, скакал на лошадях, работал, встречался с людьми, считал самым важным местом на планете. Кладбище это уже закрыто, все места уже заняты. Но лет тринадцать назад, когда Святослав Николаевич был в рассвете сил, мы с ним купили два участка на этом кладбище, по соседству. Вот один уже занят, а мой меня ждет.
— Получается, вы не суеверный человек, раз приготовили себе место на кладбище заранее?
— Я человек не суеверный, я верующий. Все в воле Божьей. Конечно, и от человека многое зависит. Надо больше двигаться, не курить, вести активный, здоровый образ жизни, чтобы не попасть на кладбище раньше времени, а многие пороки у меня есть. Когда прохожу мимо своей будущей могилы, улыбаюсь. В этом есть глубокий смысл моей принадлежности этой земле.
— Как получилось, что вы поселились в Мытищах?
— Я благодарен случаю. Как-то в свою телепередачу я пригласил Святослава Федорова, а он в ответ пригласил меня на свою дачу. Я приехал и влюбился в эти места. Святослав Николаевич распоряжался землей, принадлежащей Институту микрохирургии глаза, и старался, чтобы на этой земле поселились люди приятные ему, которым близки эти места, осознанно собирая элиту, которая подняла бы уровень этого района. Рядом жили Георгий Жженов, Алексей Леонов и многие другие. Он продал участок и мне. Самый плохой участок, который можно только себе представить: полуовраг, полупустырь. Он мне сказал: «Эдинька, я знаю, что никто, кроме тебя, его не сможет благоустроить и сделать цветущий сад».
— Ваши дети разделяют вашу привязанность к малой родине?
— Мой сын построил клинику в Мытищинском районе. Это лучшая клиника в Европе по лечению страшных болезней: алкоголизма, наркомании и других форм зависимости, депрессий. В ней, к сожалению, не так много мест, сколько бы хотелось, но прекрасные условия и концепция лечения. Там не заковывают человека в наручники, не привязывают к кроватям. Лечат любовью, показывают, как хорошо жить в этом прекрасном мире с неодурманенным сознанием, быть психически здоровым человеком.
— Вот в Мытищах отмечается День туриста — вы любите путешествовать?
— Да. Я считаю себя не туристом, а путешественником. Я был во многих странах, особенно люблю Индию. Но я абсолютно убежден в том, что не настоящий тот путешественник, который вначале не увидел своей страны. Кто не принадлежит отечеству, тот и не принадлежит человечеству. Если ты тут живешь и не знаешь, какие вещи прекрасные тебя окружают, то ты не можешь путешествовать по миру. Ты тогда не путешественник, а перекати-поле.
— Вы много добились в жизни — ставили цели и задачи или все получилось само?
— Целей никаких не ставил, была дЂартаньяновская идея покорить Москву любым способом. Я вообще не мечтал о телевидении и планов не строил, так сложилась судьба. Была цепь случаев, в результате которых я попал на телевидение и понял, что это и есть моя работа. Старался ее делать хорошо и не ограничивать свою фантазию. Люди, которые не добиваются успеха в жизни, просто боятся сами себя и страдают от комплексов. Например, вчера я читал Евангелие и решил сделать мультипликационный фильм на основе рублевских икон, Феофана Грека. В нем не будет других слов, кроме сказанных апостолом Матфеем. И мне в голову не приходит, что это неподъемная задача. Я это сделаю. Если нужно, для съемок привлеку Дэвида Кэмерона, Норштейна или Грымова. Не надо думать, надо просто делать.
— Какой из своих проектов вы считаете самым удачным и над чем вы сейчас работаете?
— Знаковые:
— А что «мистического» в Мытищинском районе?
— Таких мест, которые связаны с русской душой, историей, мало, и им надо уделять внимание. Например, надгробие Василия Суворова все изрублено зубилом, топором, проделана большая работа по осквернению. Тем самым высказано презрение к этой великой фамилии, к этим геройским людям. Церковь была превращена просто в отхожее место. Меня занимает проблема духовного террора, который долгое время сопровождает Россию. Чтобы понять причину того, что происходит с нашей страной, надо прочесть «Бесов» Достоевского. Бес, сатана нас водит неправедными путями уже много лет, в этом я вижу мистику, которую можно наблюдать в любом месте России. Мытищинскую землю я ощущаю как родную и вижу здесь эту схватку сил добра — Федоскино, Жостово, озера, которые больше, чем в Карелии, и зла — все пороки нашего общества и истории.