— Проект международной школы Федора Конюхова давно возник?
— Идею мы вынашиваем с 1989 года, и с тех пор время от времени занимались с ребятами по всей России. В последнее время, например, — в Находке. Там нам предоставили помещения, у меня были хорошие знакомые преподаватели китайского и корейского языков, которые учили наших детей. Еще был английский, основы выживания, рисунок, фотодело и т.д. Дети приходили к нам после школы и оставались до самого вечера. А потом мы выезжали в экспедиции, сплавлялись на плотах. Еще одну школу мы делаем в Вологодской области, где нам в пользование отдали учебный комплекс и тренировочную базу на Дедовском острове на реке Сухона в Тотьме. Прекрасное место, но работа идет очень медленно, потому что это ужасно далеко, и я могу приезжать туда от силы раз в год. А хочется ведь знаете как — что-то строить, создавать и быть тут же, при деле.
— И поэтому вы решили построить школу поближе к Москве?
— Сначала мы хотели непосредственно в Москве, но Лужков не давал землю. А сейчас Москву расширили, и центром Новой Москвы стал район Щербинка-Остафьево. Мой друг и руководитель экспедиционного штаба Сергей Сергеев как раз из Щербинки, он, кстати, сейчас пойдет на выборы в мэры города, предложил эту площадку.
— Участок под школу уже выбран?
— Пока нет, ездим, смотрим окрестности, это ведь большая работа. Нам нужно 0,7 га под здание храма-корабля и, соответственно, школы. При этом никаких вложений со стороны местных властей не требуется: я нашел инвесторов, и храм стоимостью в несколько млн. евро мы неминуемо построим.
— Проект у вас, конечно, грандиозный — и по деньгам, и по архитектуре. Патриарх разрешил возводить храм в виде корабля?
— Да, мы получили его благословение. Он только предложил сделать в нем еще и патриаршую ризницу, чтобы наведываться к нам. Сейчас в Москве нет церквей, посвященных святому адмиралу Ушакову, наш храм будет первым. Общая площадь комплекса — 2000 кв. метров, будет церковь и колокольня в византийском стиле. При этом стоять они будут как бы на палубе — на
— Получается, школа у вас будет располагаться под храмом? А ведь в нее будут ходить и неверующие люди — их такой «тандем» не отпугнет?
— Ну знаете, во-первых, людей неверующих, атеистов — просто не бывает. Все во что-то веруют. Вот вы верите в своего папу, в политическую систему, в деньги или в президента — и все, вы уже верующая. Другое дело, что пусть эти другие верующие, не православные, строят свои школы путешественников: мусульманские, буддийские. Я что, мешаю? Пусть строят, и пусть их даже будет больше, если у них есть финансирование. А я православный, и моя школа должна создаваться в рамках традиции.
— Зачем нужна школа путешественников Федора Конюхова? Есть же подобные кружки, клубы для детей. Ваша чем будет отличаться?
— Да ничем! А такие школы нужно в каждый район, как храмы. Но их же нет сейчас. Вот вы телевизор смотрите, что там показывают? Футбол, хоккей, большой теннис — все! А знаете почему? Потому что у нас президент и премьер любят футбол. И деньги, как правило, выделяются именно на эти виды спорта — ну так, значит, пускай пусть все будут футболистами? Вы смотрели парусный спорт по телевизору? А голубиный видели когда-нибудь? Да даже велопробеги — только не зарубежные, а наши? А ведь это все существует, это все нужно развивать и предлагать людям, чтобы у них был широкий кругозор и выбор. Нужно поддерживать альпинизм, парусников, других экстремалов. Мы же добились разрешения писать в трудовой книжке — профессиональный путешественник. А что такое — профессионал? Это не звание, это значит, ты этой профессией деньги зарабатываешь. Я могу это делать, и многие смогут, мы их научим в нашей школе работать инструктором, водить людей в горы, выходить в океан, подниматься на скалы.
— Вы сами преподавать детям будете?
— Преподавать какие-то основы им будут профессиональные инструкторы, а я буду давать мастер-классы. У меня просто нет времени, например, передать секреты, как узлы вязать... Будем приглашать знаменитых путешественников.
— И в экспедиции будете их брать?
— Ну конечно! Куда будем их возить — зависит от финансирования. Будут деньги — и на Дальний Восток повезем, и в Эфиопию. В сложные экспедиции — поодиночке, а в более простые — группой.
— В рамках школы также предполагается создать парусный клуб. Но в этом районе нет крупных водоемов!
— Вот знаете, есть у нас такое предубеждение: воды, моря рядом нет — все, мореплаватель тут не вырастет. Но я вырос на Азове, где до горизонта сплошь степи, и с детства мечтал ходить в океан и подниматься в горы, на Эверест. И я поднимался, как вы знаете, в горы — даром что вырос без них. В Харькове, в Одессе — прекрасные альпинисты, хотя никаких гор там нету. То же и с парусным спортом: ну и что, что нет в Щербинке моря? Есть небольшие водные глади, где можно сделать клуб, а для серьезных тренировок можно закупить специальные тренажеры. А детей потом вывозить на Клязьму, на Черное море, на Балтику. Меня всегда бесило такое положение: где родился — там и сгодился. Да, моря у нас нет, и вся детвора должна исключительно гонять мяч? Извините, я хочу по-другому. Поэтому мы завозим в Щербинку 10 парусных лодок типа «Оптимист» и открываем там Парусный клуб для всех желающих.
— Школа будет платная?
— В Находке у нас занимались 30 человек, 17 из них бесплатно. Схема была такая: на первых порах за занятия платят родители ребенка (школяров надо было кормить, поить, одевать, закупать снаряжение и так далее), а потом, если мы видели, что детка тянется к делу, серьезно проявляет себя, — переводим его на бесплатное обучение. Мне кажется, это справедливо. Знаете, в обычной детской спортивной школе тренер ведь тоже не будет бесплатно заниматься с ребенком, которому спорт в тягость. Наша школа — это своего рода ДЮСШ, только вместо футбола и баскетбола — путешествия. Будем ребят обучать лазить по скалам, парусом заниматься, на лошадях ездить, вести фотосъемку, писать дневники. Обязательно — иностранные языки, и не только английский. Будем учить детей разбираться в картах, ориентировании и навигации. Экспедиции организовывать, вести переговоры, привлекать спонсоров и даже вести научную работу. И, конечно, у нас в программе будет рисунок! Чтобы наш ученик не пришел на выставку Пабло Пикассо и, как та бабушка из ходячего анекдота, не сказанул: «У меня внучка рисует лучше, у нее хотя бы похоже». Будем воспитывать свободных, предприимчивых и интеллигентных путешественников!