Типичную ярмарку, несколько из которых посетили корреспонденты “МК”, издалека не отличить от обычного уличного мини-рынка: те же палатки, под брезентовыми сводами которых сидят утомленные жарой продавцы. Большинство из них торгуют текстилем. Правда, такие же сорочки и футболки с такими же ценниками продаются и в соседнем переходе метро. И тоже с неизменной приставкой “Мэйд ин Раша”. Покупателей здесь совсем мало, только у колбасной витрины супружеская пара выбирает сосиски на обед.
— И чего тут особенного? — недовольно вопрошает мужчина средних лет. — Неужели в нашем магазине нельзя взять? Там хотя бы знаешь, из кого они сделаны…
Но жена с уверенностью экспериментатора решительно тычет пальцем в застекольную россыпь мясных шедевров воронежского пищепрома. Колбаса — от трехсот рублей за кило, сосиски — от двухсот, деликатесы еще дороже. Обычный для Москвы ценовой расклад, и ничего экзотического, местного. Действительно, в любом магазине можно купить.
Поинтересней картинка в молочной палатке, где выставлены товары из Липецка. Шоколадное масло неизвестной марки, сладкие плавленые сырки, которых в Москве днем с огнем не сыщешь, творожная масса с наполнителями и даже варенье “в розлив”. На пластиковых контейнерах с заманчиво-ярким содержимым — самопальные этикетки “Крыжовник”, “Персик”, “Черешня”. Сразу вспоминается правило ярмарочной торговли о запрете на продажу консервации непромышленного производства. Спрашиваю: “Самодельное, что ли? “
— Да нет, у нас тут все заводское, просто решили так вот продавать, чтобы на домашнее было похоже, — отвечает продавщица. — Народ ведь всегда любит домашнее, доверяет больше.
— А давно вы здесь торгуете?
— Да нет, первый день вышли. Это ж ярмарка выходного дня.
— Только цены почему-то не ярмарочные, а магазинные.
— Вот здесь я с вами соглашусь. Но от нас это не зависит — хозяин запретил снижать. Наоборот, даже подняли немного. Москва же…
— Ну и что, что Москва? — подхватывает тему подкравшаяся сзади бабулька-покупательница. — Раз Москва, значит, грабить можно? Я вот специально пришла, думала, тут дешевле. Обещали же! А так лучше на рынок пойду, там хоть поторговаться можно…
Вообще-то на стадии обсуждения ярмарочной идеи предполагалось, что торговать по выходным на столичных площадках сможет любой фермер. Теоретически и каждый подмосковный дачник подпадает под это определение. На деле в Москву едут представители крупных пищевых предприятий из регионов, которые до этого не смогли пробиться в столичные торговые сети. Теперь, вероятно, отыгрываются.
Впрочем, есть и другая категория ярмарочников — это перекупщики, под видом собственного урожая продающие втридорога помидоры из солнечного Азербайджана и черешню из знойного Узбекистана. Меж тем крен в сторону ярмарок был сделан городскими властями еще и с целью поддержки отечественного производителя, а также чтобы прекратить засилье продовольственного импорта.
Подхожу к фруктово-овощной палатке. Поначалу просто глаз радуется: помидоры и огурцы из Ростова, черешня и абрикосы из Краснодара. Все наше, родное. Правда, цены, которые по определению должны быть раза в два ниже магазинных, уступают им разве что на пару десятков рублей. Черешня — 150 рублей за килограмм, помидоры — 70, абрикосы — 100… Для сравнения посмотрела, сколько стоит этот же ассортимент в палатке у дома, и получила такой ряд: 160–90 — 130. Там хотя бы никто не скрывает происхождения продуктов, а не по-летнему высокие цены объясняют затратами на транспортировку и высокой арендой. Но на ярмарке-то, если верить новым правилам, никакой аренды нет!
Конечно, проверить это на месте не удалось — на мои вопросы о бесплатной торговле продавцы ответили: “А мы откуда знаем? “У экспертов же на сей счет весьма однозначное мнение: в условиях современного рынка речи о бесплатных ярмарках и быть не может.
— На сегодня нет четкого механизма оценки мест на таких ярмарках, поэтому не совсем ясно, как же можно туда попасть, — сказала “МК” руководитель рабочей группы московского отделения “Опоры России” Татьяна Артемова. — На стадии проработки этой идеи было решено, что если количество желающих превысит число мест, нужно проводить конкурс. Эта миссия возложена на префектуры, и на эти цели они уже затратили огромные деньги. Кроме того, префектуры должны обеспечивать фермерам полностью оборудованные торговые места, подключение к сетям. Это тоже дополнительные средства. В любом случае их как-то нужно будет возвращать через предпринимателей.
По мнению Артемовой, для того чтобы благая идея о дешевых товарах воплотилась в жизнь, нужно прежде всего установить ценовой максимум, а также проработать механизм проведения аукционов. Она также уверена, что говорить об этих торговых объектах как о цивилизованной альтернативе закрывающимся рынкам пока не приходится. Отсутствие кассовых аппаратов и ветеринарных постов говорит само за себя.