— Московская область с точки зрения туристическо-рекреационного развития представляет собой один из наиболее перспективных регионов России. Исторически сложившийся санаторно-курортный комплекс Московской области имеет стабильно высокие позиции. Вместе с тем повышение экономической значимости туристических и гостиничных услуг требует поиска специальных мер и государственной поддержки.
— Так чего не хватает Подмосковью, чтобы развиться как туристический регион?
— Профессионалов в туризме и рынка. В России, в том числе в Московской области, нет внутреннего туризма, потому что нет компаний, которые делали бы свой продукт: разрабатывали бы маршруты, программы. Им нечего продавать, нет профессионалов. Либо они ориентированы исключительно на ВИП-гостиницы. А с простыми домами отдыха, турбазами, детскими лагерями никто не работает. Нет социального продукта. В Москве уже осознали вред от перекоса в сторону гостиниц высшего класса. Нехватка гостиниц две и три звезды привела к тому, что в рейтингах самых дорогих городов мира Москва занимает первые строчки. А это отрицательно сказывается на туристском потоке, и в первую очередь на потоке “домашних” малобюджетных туристов. Ведь рост доходов населения не поспевает за удорожанием стоимости отдыха в России, которая обогнала темпы роста инфляции.
— Кажется, что сейчас только технические вузы не готовят специалистов по туризму, а так — все кому не лень, а вы говорите, профессионалов не хватает…
— Для того чтобы эта сфера начала правильно работать, необходима критическая масса специалистов — это примерно три миллиона человек, а у нас сегодня менее трехсот тысяч. Причем часто неправильно обученных. Сейчас порядка трехсот вузов выпускают по 50 специалистов в год — это 15 тысяч, а надо 300. А это люди, которые работают там, где другие отдыхают, что требует очень серьезной подготовки, в том числе и психологической. Наша академия за 15 лет выпустила лишь 80 тысяч человек, неправилен сам подход. Конкуренции в этой сфере нет, есть отсутствие рынка. Специалистам негде применять свои силы.
— Гипотетически, откуда ни возьмись, появятся эти три миллиона профессионалов и все наладится?
— Нам не хватает понимания, что туризм — это рынок и невозможно развивать туризм только усилиями областного министерства по туризму и правительства. Во всем мире это рыночное составляющее. Я считаю, что государственные вузы, на государственный бюджет, не должны готовить специалистов, которые работают в рынке, это не военные и не врачи. Компании сами должны оплачивать свои будущие кадры. Это не вызовет удорожание турпродукта, наоборот, его начнут готовить профессионалы. Для рынка нужны троечники — из них получаются отличные менеджеры, а отличники должны ракеты конструировать. За рубежом фирмы заказывают обучение специалистов, а у нас даже ассоциация туроператоров России ни одного для себя не заказала. Как и рестораторы, как и гостиничники, они ждут, пока государство им подготовит шеф-поваров и администраторов. В силу того что в нашей стране рынок развит слабо, плохо развит и туризм.
— Но для этого незначительного количества выпускников в Подмосковье хватает гостиниц и пансионатов, где можно работать?
— Дело не в том, что не хватает. Это как раз работа менеджера по туризму создать гостиницу. Найти возможности, активных участников проекта — инвесторов, готовых рискнуть деньгами, кредиты.
— Есть ли зарубежный регион, сравнимый с Подмосковьем, где бы туризм развивался удачно, — на кого мы похожи?
— Изначально по условиям на Шарм-эль-Шейх. Это рыбацкая деревня, у нас тоже деревень много. Сейчас оборот этой бывшей деревни более двух миллиардов долларов в год. Государство сделало только одно — оно не брало туристическую ренту, а отдавало ее инвестору. Сейчас Россия пошла по этому пути в Сочи. Там речь идет не о том, чтобы государство вложило 6 миллиардов долларов, там уже больше вложено инвесторами. Причем не абы кто, класс должен быть высоким — это Олимпиада. Дороги хотели строить турки, потом китайцы, а в итоге делают немцы, но под госгарантии.
— Шарм привлекает туристов морем, а Подмосковье чем может привлечь?
— Так оно уже привлекло тысячи москвичей — дачников. По оценке экспертов РМАТ, сделанной только на основании статистики МЖД, в теплое время года (май — сентябрь) выезжают в Подмосковье около 1 млн. жителей столицы, а прибавьте сюда автолюбителей… Если правильно поставить дело, то эти “пока отдыхающие” вполне могут стать потребителями. И ведь они совсем не охвачены, а они тоже выезжают на отдых — и им нужны услуги. Во всем мире это считается туризмом — отдыхом вне дома. По статистике, москвичи еженедельно откладывают на отдых 25 миллиардов рублей. Я приезжаю на выходные, на свои 6 соток, прихватив с собой несколько тысяч рублей, и возвращаюсь с той же суммой в кармане. Меня никто не обслуживает и вместе со мной две с половиной тысячи человек, имеющих дачи по соседству. Они каждый день имеют проблемы со стройматериалами, коммуникациями, помощью по хозяйству. Почему я не могу заказать, например, покупку, доставку и установку надувного бассейна, не выезжая с дачи? Или у нас там целая улица детей, почему не сделать для них детский сад, клуб? Достаточно выпустить одного менеджера по обслуживанию садовых товариществ, чтобы понять, что это очень прибыльная специализация. Но развитие этого малого бизнеса обязательно упрется в бюрократическую машину, разрешительных документов на подобную деятельность нет. А пока мы не научимся обслуживать своих, иностранцы к нам не поедут. Достаточно сказать, что международный оборот туризма составляет 1 триллион долларов в год, а оборот внутреннего туризма США — 4 триллиона.
— Ну так, может, пригласить к нам американцев, пускай деньги везут?
— С выходом России на мировой туристический рынок главная ставка на привлечение иностранных туристов явно устарела. Более того, она мешает гармоничному развитию отечественной туриндустрии. Для городского бюджета нет никакой разницы, откуда гость — из соседнего города или далекого Вашингтона… Если негде жить “домашним” туристам, то нет и койки для зарубежного гостя. Тут та же зависимость: если нет магазина для местного жителя, то его нет и для заморского гостя. Стала общей не только социальная инфраструктура, но и туристическая. И эту новую особенность современной туриндустрии никак нельзя упускать из виду при разработке туристическо-рекреационных проектов. Отсюда важный вывод: проявляя заботу о своих гражданах, об их удобстве проживания, комфортной жизни в своем городе, поселке, решая свои сугубо внутренние коммунально-бытовые проблемы, местные власти одновременно решают и многие важнейшие вопросы развития туризма.
— С садовыми товариществами, санаториями и лагерями понятно, быстро ситуацию с мертвой точки не сдвинуть, а как же экскурсионка — в области есть что посмотреть…
— Регион богат культурно-историческими достопримечательностями и уже имеет немалую туристическую инфраструктуру, которая исчисляется сотнями объектов. Однако, по экспертным оценкам, отдача от этих ресурсов низка и не превышает 10 процентов их потенциала. Кроме того, многие объекты имеют уровень износа более 70 процентов и нуждаются в срочной реконструкции и обновлении. По сравнению с СССР, когда в местах стоянки туристических автобусов в Измайлове, у Большого театра и так далее невозможно было пройти, сегодня на экскурсии в Подмосковье и соседние области выезжают единицы. Тогда был социальный, профсоюзный туризм, а какая организация сейчас будет заказывать автобус, чтобы в выходной вывезти своих сотрудников посмотреть Троице-Сергиеву лавру или Коломенский кремль? Нет соцтуризма, в Швейцарии каждый школьник имеет билет на 15 бесплатных экскурсий в год за счет банковского фонда. А у нас на уроке зоологии не могут детей вывезти в Приокско-террасный заповедник.
— Как вам нравится идея строительства в Московской области Диснейленда?
— Я — “за”. Это привлечет инвесторов. Также у нас совместно с комитетом по туризму Московской области была разработана по инициативе областного правительства программа “Губернского кольца” — это экскурсионное кольцо Подмосковья, которое соединяет города, имеющие кремли: Зарайск, Можайск, Коломну, Дмитров, Сергиев Посад и так далее. Города-участники могут быть отобраны в ходе специально объявленного конкурса с учетом их историко-культурной значимости, состояния туристической инфраструктуры, перспектив развития туристической отрасли, готовности местного туристического продукта. Для городов это означает строительство новых дорог, гостиниц, ресторанов, заправок. Из каждого рубля расходов туриста лишь 20 копеек поступают в туриндустрию, а 80 копеек приходится на сопутствующие отрасли, если они достаточно развиты в данной местности. Поэтому, разрабатывая маркетинговый план развития туризма, следует помнить, что туризм с гостиницы только начинается. А туриста нужно рассматривать скорее не как гостя, а как временного жителя данной местности. И как житель он на равных с местными жителями оставляет свои деньги в сети общественного питания, торговли, зрелищных предприятиях, спортивных сооружениях, местном транспорте. И чем больше развита социальная инфраструктура, чем больше точек, где оставляют свои деньги местные жители, тем больше поступлений и от гостей.
Есть специфические статьи расходов туристов — сувениры. Тем, кто стремится пополнить местный бюджет, могу посоветовать действовать прицельно: изучать не только расходы туристов, но и проводить общие социологические обследования, использовать общую торговую статистику. Не скупитесь на изучение карманов покупателей вообще и туристских в частности, эти расходы окупятся сторицей.
— Где в области туриндустрия развивается успешнее?
— В Сергиевом Посаде. Этот город занимает особое место на карте России. Сама история его, связанная с именами и событиями-вехами в истории государства Российского, особо притягательна. Его основание Сергием Радонежским совпало по времени с эпохой освобождения русского государства от монголо-татарского ига. Здесь Дмитрий Донской получил благословение на ратный подвиг в Куликовской битве (1380 г. ), и не только в анналах истории, но и в памяти народной хранятся имена местных монахов Пересвета и Осляби. Троице-Сергиев монастырь был одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. В Троицком соборе остались иконы кисти Андрея Рублева. И, наконец, сама Свято-Троицкая Сергиева лавра — это жемчужина храмовой и фортификационной архитектуры, сохраненная стараниями многих поколений.
Особенно интересно и знаменательно то, что жители Сергиева Посада занимались обслуживанием паломников и, как записано в летописи, “пользуясь постоянным наплывом пришлых людей, успешно промышляли торговлей”. В общем, в этом городе живут генетические работники туристического бизнеса!
В туристическом пространстве России Сергиеву Посаду выпала стратегическая роль — стать точкой сопряжения двух наиболее значимых проектов. Осуществленного — “Золотого кольца России” и еще только разрабатываемого и не менее грандиозного — “Губернского кольца Подмосковья”. Этот проект в согласии с программой митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима может стать первой ступенькой в создании культурно-исторического парка “Золотое наследие Руси”. А Сергиев Посад — мощной точкой опоры в этом проекте. Идея парка “Золотое наследие Руси” была поддержана генеральным директором Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО) г-ном Ф. Амьером.
— И какова судьба “Губернского кольца Подмосковья”?
— Развитию помешал кризис. Хотя проект заинтересовал крупнейшую французскую компанию, открывающую гостиницы “Формулы-1” на дороге. Они готовы построить около 60 отелей на этом кольце, а вместе с ними центры обслуживания и т. д., если государство будет гарантировать, что собственник не потеряет своих вложений. Пока этого нет.
Только комплексный программный подход даст возможность создать индустрию туризма, охватывающую не отдельные районы, а большую часть Московской области, что позволит равномерно обеспечить туристическо-рекреационными услугами жителей Подмосковья и других регионов страны, привлечь потоки иностранных туристов.