В небольшой уютной квартире на окраине Москвы идеальная чистота. Невозможно поверить, что здесь живет самая настоящая обезьянка — яванская макака по кличке Сема. Приматы славятся своим умением создавать бедлам. За считаные секунды они способны устроить такой трам-тарарам, что впору делать радикальный ремонт с реставрацией. Но Сема — просто идеальный ребенок, и это заслуга его “родителей” Светланы и Владимира Кропочевых, потому что воспитание обезьянки — очень трудоемкий процесс, требующий времени и ангельского терпения.
Сколько Светлана себя помнит, она всегда хотела иметь домашнюю обезьянку, но это была несбыточная мечта. Папа покупал ей в “Детском мире” черных и коричневых заводных обезьян. В то время живых приматов можно было увидеть только в зоопарке или в цирке. Детское желание оказалось таким сильным, что оно не могло не сбыться.
— Года четыре назад один знакомый рассказал, что якобы в аэропорту “Шереметьево” на таможне задержали партию контрабандных обезьян, — рассказывает Светлана. — Он говорил, что их усыпят, но есть возможность выкупить. Люди отдали деньги, а обезьян так и не увидели.
Эта история послужила пусковым толчком для поиска экзотического питомца, но как назло на рынке живности был мертвый сезон: ни одного объявления. А потом раздался звонок: “Из питомника привезли по заказу цирка партию обезьянок. Всех взяли, кроме самого маленького. Он уже два месяца ждет своей участи”. Светлане не надо было повторять дважды. Они с мужем купили кошачью переноску и отправились за своей мечтой.
— Это была любовь с первого взгляда?
— Что вы! Мы привезли его домой и не знали, как подступиться! Боялись! Открываем крышку переноски, а Сема трещит во весь голос! Мы поняли, что нам необходим детский манеж. В одиннадцатом часу ночи начали искать по объявлениям. К счастью, нашли неподалеку и уговорили людей срочно продать.
— Как прошел переезд в манеж?
— Ужасно. Сема не хотел вылезать из переноски, ему было страшно, но мы упорные. Сын взял перчатку и не без труда извлек обезьянку. Крику было на весь дом. Макака высвободилась из ошейника и в два часа ночи устроила настоящий погром, к счастью, первый и единственный. Сема по стенке скакал, уронил книжки, разбил горшки с цветами. Мы понимали, что это от страха. Наконец, обезьянку поймали, посадили в манеж, который накрыли одеялом и обвязали шпагатом. Утром просыпаемся, заглядываем по очереди: все на месте, обезьяны нет. У меня просто истерика началась. Оказалось, Сема сделал себе люльку из одеяла и там мирно спал.
— Он совсем ручной и очень воспитанный. Трудно было добиться таких успехов?
— Мы начали его воспитывать с первого дня. Воспитание должно быть круглосуточным, потому что через полчаса, как его поругали, он опять возьмется за старое. Надо ведь попробовать: а вдруг получится? Мы советовались, конечно, с людьми, которые держат обезьянок, но больше действовали интуитивно. Стали включать ему телевизор и заметили, что он предпочитает мультики и передачи про животных, особенно про своих сородичей. Также сразу приучили его к рукам. Если держать малыша в клетке, он никогда не будет ручным. Кроме того, мы никогда не оставляем его в одиночестве, я даже на работу брала его с собой.
— Он такой чистенький, шерстка блестит. Любит мыться?
— На следующий день, как только он проснулся, мы понесли его в душ. В природе эти обезьяны плавают и ныряют, добывая крабов, но Сема сопротивлялся изо всех сил: кричал, цеплялся, кусался. Муж держал, а я мыла. И только в летнюю жару добровольно принимал водные процедуры.
— Многие маленькие дети не очень любят одеваться. А Сема?
— После душа мы тут же одели его в красивую одежду. В “Детском мире” накупили полно вещей: кофточки, штанишки, пинетки, комбинезон, носочки. Он быстро привык, сам протягивает ручки и вдевает их в рукава.
— Интересно, какой размер подошел крохе?
— Сначала только кукольный. На пупсов шьют очень красивую одежду. А сейчас одеваем Сему в отделе для грудничков. Покупаем вещи 62-го размера и немножко ушиваем. Пришлось приобрести швейную машинку. С обувью проще. У обезьян нога большая. Сема носит ботиночки 12 — го размера.
— Читала, что обезьян невозможно приучить к туалету. Единственный выход — памперсы. Сема не протестует?
— Нет, мы его приучили с первых дней. С памперсами тоже была история. Поехали в “Детский мир” и взяли сразу четыре пачки для куклы-пупса. Кассирша принялась нас отговаривать: “Зачем вам так много? Они же дорогие! Для куклы хватит одного комплекта! “Мне было неудобно сказать, что памперсы для обезьяны, но я стояла на своем: “Мы берем все! ““Да что у вас за ребенок такой! — не унималась кассирша. — Если даже кукла пописает, так там просто вода! “Я сказала, что памперсы мне нужны не для куклы, а для живого существа. Она посмотрела на меня с сочувствием и вздохнула: “Ой, женщина! У вас такой недоношенный ребенок! “Пришлось признаться, что все это для обезьяны. Мы еще детский столик купили со стульчиком.
— Много памперсов уходит?
— По-разному. Если все спокойно — от трех до пяти, но бывает и десять. Сема не любит ходить в грязном, дотрагивается лапкой до попки, потом демонстративно нюхает: запах!
— Чем кормите малыша?
— На родине макаки практически всеядны: что украдут, то и съедят. Но у нас первое время он только яблоки ел. Мы ему покупали фрукты, а он от всего отказывался и неделю сидел на яблочной диете. Потом зашла подруга после работы. Взяла бутерброд с колбасой, а Сема как затрещал, загукал, зачирикал! Ручки тянет к бутерброду. Откусил кусочек и с той поры начал есть все. Правда, предпочитает разнообразие. То виноград ему дай, то мандарины, то помидоры черри — по семь штук подряд. Мясо любит, хлеб, огурцы. Сало уважает. Сема у нас хохол!
…По всему чувствуется, что обезьянка — полноправный член семьи. У Семы есть все, что только можно пожелать. В маленькой комнате ему устроили деревянный подиум у солнечного окна. У макаки своя спальня — домик, который стоит в просторной клетке. На полке мягкие игрушки, погремушки. На полу лошадка-качалка. А за обеденным столом у него постоянное место. Сема сидит на детском стульчике с подносом и с аппетитом поедает разные вкусности. Даже мучных червей ему покупают на десерт. Потом пересаживается к Светлане на колени и уморительно пьет из бутылочки чай с молоком.
— Светлана, а у Семы есть друзья?
— Да. У него есть Ваня, тоже яванская макака. Они начали общаться с первой секунды знакомства. Ваня — единственный друг, с остальными отношения не очень складываются. Девочки не хотят играть с нашими мальчиками. Правда, игры у обезьян жуткие: кусаются, царапаются, треплют друг друга, непрерывно выясняют отношения. Это доминирующие животные, и поэтому каждый хочет стать лидером.
— А Сема не пытается вас строить?
— Мы ему не даем такой возможности. Вообще говорят, что обезьяна в семье кого-то признает, а кого-то нет. А Сема просто по-разному со всеми общается. Знает, что мама строгая, а папа больше разрешает, с ним хорошо поиграть и погулять.
На улице Сема катается в коляске, лазает по деревьям и, естественно, пользуется неизменным успехом. Каждый норовит погладить обезьянку, и Владимир, кстати, никому не запрещает общаться с любимцем. Поэтому Сема не боится людей. Когда в дом приходят гости, ведет себя примерно. И, конечно, обожает быть центром Вселенной.
— Например, в машине может спокойно глядеть в окно, — рассказывает Светлана, — но стоит только остановиться на светофоре, как водители начинают обращать на Сему внимание. Он тут же включается в игру: вертится, строит рожицы. Прирожденный артист.
— Человек редко понимает язык жестов и звуков животных.
— Мы так много общаемся с Семой, что хорошо понимаем друг друга. Он знает много слов. Скажешь: “Иди к маме! “— тут же бежит обниматься. Спросишь: “Где папа? “— начинает искать Володю. Лифт только подъедет, Сема сразу начинает кричать от радости.
— Он смышленый парень?
— Очень. И хитрый. Пришел недавно его друг Ваня в гости. Они начали играть, но Ваня вдруг подступил к Семе с угрозами. Наш малыш закричал и побежал к папе жаловаться. Хозяйка наказала Ваню, и Сема тут же к ней подольстился. Обнимает, целует, а сам на друга поглядывает. Ваня только приблизился, Сема начал дико кричать, показывая, что приятеля пора опять приструнить. Несмотря на юный возраст — всего полтора года — Семка уже снимался в телепередачах. Особенно ему понравилась роль художника Семена Великолепного. Ему очень нравится рисовать, он рисует пальчиками, макает ручки в краску, а потом появляется картина на листе.
— Вы верите в теорию Дарвина?
— Никогда не верила, даже спорила. И сейчас не верю. Моя невестка очень мудро сказала: “Обезьяны вроде как человеки, но все-таки они больше похожи на инопланетян. Ты думаешь, что ты за ними наблюдаешь, а на самом деле они наблюдают за тобой”.
— Признайтесь, вы не жалеете, что взяли в дом Сему?
— Ни разу не пожалела, у меня не было мысли, что мы зря его взяли. Хотя требуется большой уход. Дело в том, что это было осознанное решение, а не просто “хочу обезьянку!”.
— Очевидно, что эти “инопланетяне” не всем подходят в качестве компаньонов!
— Скажу честно: если человек не готов взять на себя большую ответственность, лучше не брать. Часто бывает так: увидят на улице симпатичную обезьянку в костюмчике и захотят, чтобы такая же жила дома. Но люди даже представить себе не могут всех трудностей, которые их ждут. С приматами надо всегда быть начеку. Обезьяны очень сильные животные и способны проявить агрессию. После полового созревания у них меняется характер, часто не в лучшую сторону. У них острые зубы. Первый восторг проходит быстро, а потом на форумах появляются объявления: “Отдам обезьяну в добрые руки! “
Прежде чем брать примата в дом, следует знать, что обезьянка потребует очень много времени. О работе с утра до ночи и об отпуске на курорте придется забыть, потому что не так-то просто найти человека, который сможет вас заменить. И еще. Обезьяны — долгожители. В неволе они могут прожить не меньше тридцати лет. Далеко не каждая супружеская пара может похвастаться таким стажем совместной жизни!