Стой, кусать буду!

“МК” проверил, как проходят переаттестацию милицейские собаки

Президент России Дмитрий Медведев в начале года заявил о расширении кинологической службы МВД. По указу президента, штат ее только на метрополитене должен увеличиться более чем в десять раз, а вместе с ним должна быть улучшена техническая и материальная база. Корреспондент “МК” побывал в главном кинологическом центре московской милиции и посмотрел, как готовят служебных собак, в каких условиях содержат четвероногих полицейских, а также как на практике идет переаттестация и расширение кинологической службы.

“МК” проверил, как проходят переаттестацию милицейские собаки

Собачья переаттестация

В Зональном кинологическом центре в Балашихе, так же как и во всей системе МВД, проходит аттестация. Только в отличие от сотрудников полиции служебные собаки здесь проходят аттестацию куда чаще. Каждые три месяца кинологи тестируют собак на послушание, скорость и ловкость. Понаблюдать за собачьей переаттестацией удалось и корреспондентам “МК”.

— Все собаки уже сдали зачеты полчаса назад, — встретил нас начальник Зонального кинологического центра в Балашихе Николай Зотов. — Но для вас оставили нескольких “отличников”. Их специально не сильно гоняли, чтобы вы увидели, как проходят зачеты.

И вот на поле степенно выходят четвероногие полицейские — лабрадоры, овчарки, ротвейлеры. Один краше другого — что шерсть, что осанка… Сразу видно — при отборе этих полицейских выдвигались нешуточные требования.

По команде псы выстаиваются в шеренгу. Еще через секунду все как один умным, но недобрым взглядом провожают мужчину в толстом ватном комбинезоне и с “загипсованной” рукой, который проходит мимо. Это так называемый фигурант, или вымышленный преступник. Его работе не позавидуешь. На нем четвероногие полицейские будут отрабатывать команды по задержанию преступника — собаки будут на него кидаться, кусать, рвать на части.

Итак, шаг вперед делают три пса. И одного тут же “дисквалифицируют”. Как оказалось, из соображений нашей же безопасности.

— Этого лучше уберите, — попросил “фигурант”, указывая на милого, “улыбающегося” ротвейлера. А то сегодня наш фотограф во время аттестации сильно рисковал…

Оказывается, ради хороших фотографий мужчина слишком близко приблизился к собаке. Кинологи предупредили, что разгоряченный служебный пес может наброситься и на наши маячащие фигуры. Ведь во время тренировки, как его и учили, он фокусирует взгляд не только на “фигуранте”, но и имеет в виду всех, кто находится в его поле зрения.

Итак, первым на поле выходит Рекс. Овчарка. Три года. Служит в ППС в одном из районных отделений полиции. В центре прошел основную и специальную подготовку. На “отлично” знает все команды. Обладает приемами смертельной хватки…

— Пускаю собаку! — громко и четко, следуя инструкции, несколько раз кричит “фигуранту” кинолог. Через секунду пес срывается со старта и несется на подставного преступника. А в это время у меня за спиной раздается… собачий вой. Оказывается, так своего коллегу поддерживают остальные собаки, которые сидят в вольерах. Кинологи говорят, это обычная собачья реакция — мохнатым полицейским работать хочется всегда.

— Однажды вот так на “фигуранте” повисли две собаки. Одна овчарка сначала, сидя в своем вольере, спокойно наблюдала за тренировкой. Но нервы не железные — сдали. И она вцепилась в руку “фигуранта” мертвой хваткой, перепрыгнув через двухметровый забор… Так что, как видите, “фигурант” не должен испытывать страха перед собакой, — пояснил начальник учебного отделения по подготовке специалистов-кинологов и дрессировке служебно-разыскных собак Илья Фирсов.

К счастью, Рекс оказался из той породы, которым нравится внимание. Он, как по заказу, как-то изящно висел на “фигуранте”, не боялся брать самые высокие барьеры, ловко играл с мячиком, пока его фотографировали. И ни разу не предпринял попытки атаковать фотокорреспондента.

фото: Наталья Мущинкина

Только лучшие кадры

Главный принцип реформы МВД — привлечение только самых лучших кадров — в кинологической службе, оказывается, действует с самого ее основания. В кинологическом центре давно уяснили — для того, чтобы приносить людям пользу, в органах работать должны только лучшие.

— Берем их, как правило, из питомников, сами разводим или принимаем, как говорится, в дар от добрых людей. Но при этом выставляем свои требования — собаки должны быть породистые, с родословной, не старше трех лет и определенной породы, — рассказал Фирсов.

Прежде чем попасть в полицию, кинологи устраивают псам серьезные тестовые испытания. Собака должна адекватно относиться к людям, не бояться толпы, помещений, шума. В то же время она не должна быть агрессивной. Агрессию, как пояснил Фирсов, специально вырабатывают только у определенных служебных собак и только для спецзадач.

— К примеру, лабрадоры насмерть могут только… зализать. Зная эту особенность породы, эту собаку никогда не отправят на службу в ППС, где возможны задержания преступников. Как правило, этих собак натаскивают на поиск наркотиков, трупов, взрывчатых веществ, оружия. А вот овчарок и ротвейлеров готовят как для этих целей, так и для поиска и захвата правонарушителей.

— Вот, помню, был у меня ротвейлер, — поддержал разговор “фигурант”, он же, как выясняется, опытнейший кинолог. — Перед тем как атаковать, он всегда “улыбался”. Как-то приехали журналисты, говорят, покажите свою собачку. Что же — я не против. Подходим к вольеру, смотрю, а пес сидит смирно и так ласково улыбается гостям. Журналисты умиляются, просят погладить. А я говорю: нет, ребята, давайте в следующий раз… Теперь понимаете, что милые они только с виду.

— Сколько же времени нужно, чтобы подготовить вот такой ценный кадр?

— Для работы в Патрульно-постовой службе нужно 4 месяца, для поиска взрывных веществ и боеприпасов — 5–6 месяцев, столько же времени нужно, чтобы натаскать на поиск наркотиков. Больше всего времени — 6–7 месяцев — нужно, чтобы подготовить собаку по общему разыскному профилю. Поэтому к нам приезжают тренироваться и повышать квалификацию кинологи со всех округов Москвы, — поясняет Фирсов.

— Это правда, что собаки, которых натаскивают на поиск наркотиков, становятся зависимыми?

— Глупости. Если бы было так, некому было бы работать. Ведь на самом деле собаки ищут не наркотик, а свою любимую игрушку…

Изначально с собакой просто играют. Потом любимой игрушке придают запах определенного наркотика. Во время задания пес по запаху ищет игрушку — раз запах знакомый, значит, мячик должен быть рядом.

Тот же метод применяют, натаскивая собак на поиск взрывчатки и оружия. Кстати, здесь все по-настоящему — используют реальный пластид и тротил. Если на поиск взрывчатки и наркотиков собак обучают играючи, то на поиск трупов, как правило, с помощью… мяса.

— Просто некоторым собакам больше нравится играть, другие любят покушать. Поэтому одних поощряют мячиком, других — едой. Так что на поиск трупов, как правило, натаскивают с помощью протухшей свинины, — говорит Фирсов.

— А сколько в среднем лет служит собака в правоохранительных органах?

— Понимаете, собаку загонять можно и за пять лет. Опять же нужно учитывать способности собаки. Одна в метро четыре часа нормально отработает, другая все шесть… Если к ней относиться по-человечески, то прослужить может все 14 лет.

— А “пенсионеров” куда?

— Не волнуйтесь — на мясо их никто не отправляет… Кого-то забирают домой кинологи, кто-то остается здесь жить. Каждая собака — это часть жизни. Вот, кстати, и один из наших “ветеранов”. Отличный был “нюхач”. В общем-то он и сейчас легко след берет, — указывает Фирсов на лохматую овчарку в вольере.

“Ветеран”, кстати, слабо походил на состарившуюся собаку. Сначала он резво носился по вольеру. А только увидев знакомого кинолога, подошел к воротам вольера и поприветствовал его еще вполне громким и солидным лаем.

фото: Наталья Мущинкина

Соцпакет для четвероногих

В отличие от полицейских у служебных собак квартирный вопрос решается в первый день службы. В центре они живут в двухэтажных мини-коттеджах. Коттеджи поделены на будки. Впрочем, будкой помещение размером с кабинет офисного работника назвать сложно. В нем помещаются аж два мини-вольера — один из которых утепленный — для холодного времени года. За чистотой жилища своего питомца следят сами кинологи.

— Только с первого взгляда кинологическая служба кажется прекрасной. Многие думают: с собачкой побегал, поиграл — вот и весь труд. Как правило, многие “кинологи” спешат поменять место работы после первой же уборки, — говорит Фирсов.

Лопатами здесь приходится работать каждый день — будки у собак-полицейских должны быть идеально чистыми. Более того, кинологи умудряются благоустроить вольеры. К примеру, если в будке очень холодно, кинологи утепляют ее матрасами, принесенными из дома, — чтобы собаки не мерзли.

— Как видите, собак здесь любят… — продолжает Фирсов. В этот момент проходим мимо вольера, на котором висит табличка. Большими буквами написано “Собаке наливать полмиски”. Из-за железных прутьев высовывается рыжая морда с печальными глазами.

— А говорите, собак любите… За что так ее?

Но оказалось — этот полицейский здесь на особых условиях. Его тренируют с помощью еды. Вот чтобы у него был стимул тренироваться, он, как всякий порядочный студент, всегда должен быть немного голодным. На остальных диета не распространяется.

— Вообще собак кормят очень хорошо. Как правило — кашами, сваренными на мясном бульоне, с мясом. Или сухим кормом. Кто к чему привык, — рассказывает Фирсов. — Летом — один раз в день, зимой — два.

Кроме сбалансированного питания в собачий соцпакет входит медобслуживание. Медицина, кстати, здесь на самом высоком уровне. Прямо в центре находится ветеринарная клиника. Все серьезно — с операционной, палатами. В клинике посменно работают три ветеринара.

— Каждое утро после уборки вольеров кинологи обязаны осмотреть свою собаку. Если она себя плохо чувствует, ее приводят сюда, — говорит Фирсов.

У собак, как и у людей, чаще всего случаются простуда и переохлаждение. Во время болезни собаки находятся на передержке в ветеринарном вольере. В случаях, если требуется операционное вмешательство, например, извлечение бандитских пуль, собак оперируют тут же — в операционной. В сложных случаях ветеринары даже принимают роды. При ветклинике имеется свой питомник, куда отправляют щенков. В “послеродовые палаты” посторонних не пускают, говорят — карантин. Там, где малыши, должно быть стерильно чисто.

Служебные звезды

Как и в любом коллективе, среди собак-полицейских есть местные знаменитости. К примеру, кто мог подумать, что “отказник” Блэкморт-Зор всего через пару лет станет кинозвездой.

— Пес попал ко мне два года назад в пятилетнем возрасте. Хозяева от него отказались — не могли уделять ему должного внимания. Тогда было решено пристроить его на службу. Пес прошел подготовку в кинологическом центре по поиску взрывчатки и стал работать в УВД СЗАО, — рассказывает его хозяйка Ольга Парамонова.

Как-то Ольге позвонила ее знакомая из киностудии. Нужна была помощь — во время съемки телесериала “Ко мне, Мухтар! “заболел главный четвероногий актер. Режиссеры искали замену. И тут подвернулся Блэкморт-Зор…

— Пес к съемкам отнесся спокойно. Он у меня по жизни невозмутимый. Отработали день, режиссерам понравилось. Начали предлагать роли в других фильмах, — рассказала Ольга.

Кстати, не у каждого профессионального актера такая коллекция ролей, как у Зора. За два года пес успел сняться в таких фильмах, как “След”, “МУР”, “Все включено”, “Побег”, “Петрович”…

Но звездная жизнь оказалась не легче службы. Иногда собаку снимают пять минут, а иногда на площадке задерживают на сутки.

— Так было во время съемки комедии “Все включено”. Сначала хотели просто отснять кадр, где Зор вместе с охранником сидит у ворот. Но режиссеру захотелось, чтобы актер убегал от собаки, — вспоминает хозяйка.

Вдохновленный режиссер придумывал все новые и новые сцены — то задержание, то пробежки по лесу, то сентиментальное заглядывание актеру в глаза. Так собака провела на съемочной площадке… двое суток.

— Иногда бывает очень сложно. Как правило, у собаки хорошо получается на репетиции или в первые два дубля. Потом пес может “тупить” — просто устает. Но тем не менее мне почему-то кажется, что ему нравится работать на съемочной площадке, — говорит Ольга.

У каждого четвероногого полицейского — свой темперамент. Если один с удовольствием будет позировать на камеру, это вовсе не значит, что его сосед не сочтет направленный на морду объектив вторжением в его частную жизнь. Что в общем-то наглядно и доказал нашему фотокорреспонденту один “ветеран” из центра, который наотрез оказался от фотосессии. Сразу же после первого щелчка камеры он стал старательно отворачивать морду. То влево, то вправо. Фотокор никак не мог запечатлеть его грустные глаза. Как только ни уговаривали застенчивую овчарку — в кадре оказывались только ее уши. Через минуту собаке это все надоело, и она, повернувшись к камере задом, демонстративно ушла в будку.

— Понимаете ли, собака служебная. Светиться не хочет… — услышав наши жалобы, захохотали кинологи.

Да, эта “звезда” явно была другого профиля. Из той же породы была собака Стэн, которую в центре вспоминают до сих пор. В 1997 году пес предотвратил взрыв, спланированный экстремистами из “Реввоенсовета”. Нужно было проверить памятник Петру I работы Зураба Церетели. Никто не ожидал, что взрывчатку террористы спрячут внутри. Пса пустили на поиск, и он вдруг исчез! Когда кинолог наконец нашел его, оказалось, что тот уже “охранял” бомбу мощностью в 70 килограммов тротила.

* * *

Четвероногим полицейским живется в центре, наверное, неплохо. Их здесь любят, о них заботятся, кормят от пуза. А вот у двуногих служак те же проблемы, что и у полицейских во всей системе МВД, — подвешенное состояние из-за переаттестации, высокие нагрузки, низкие зарплаты. Благоустройство собачьих вольеров кажется тут чем-то запредельным. Так что результатов расширения кинологической службы, хотя бы промежуточных, здесь пока не видно.

Строительство бассейна для кинологов на территории центра, а также нового вольера здесь началось задолго до указа президента “расширяться”. Пока ничего нового не строят, дополнительных территорий для дрессировок не выделяют. Новых специалистов тоже не набирают.

— Что значит расширение? Ну, закупят еще сто служебных собак. Ну, будет у нас нагрузка в три раза выше… Ведь всех служебных собак к нам тренироваться возят. Вот и вся реформа в службе, — без энтузиазма подытоживают кинологи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру