Швейцарские семьи пошли ва-банк

Посол Швейцарии Вальтер Гигер: “Женщины не хотят рожать, пока не будет детсадов и продленок”

На первый взгляд Швейцария — страна надежная и благополучная, как швейцарский банк. И далекая от нас, как альпийские луга с молочными реками. Но оказывается, у нас на удивление много общих “больных мест”: нехватка детских садов, одинокие старики, спад рождаемости… Все это в государстве с одним из самых высоких доходов на душу населения. Неужели экономическое благополучие отнюдь не является залогом семейного? Об этом мы расспросили чрезвычайного и полномочного посла Швейцарии господина Вальтера Гигера.

Посол Швейцарии Вальтер Гигер: “Женщины не хотят рожать, пока не будет детсадов и продленок”

Женщина на кухне и в политике

— Последняя перепись населения, проведенная в России, очень расстроила женскую часть. Оказалось, что женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин. Когда же я оказалась в Цюрихе (правда, это был полдень и, видимо, все банковские служащие вышли на обед), кругом были одни мужчины в деловых костюмах. Может, у вас, наоборот, не хватает женщин?

— Когда я был молод, я, конечно, считал, что женщин у нас не хватает. Поэтому и русские женщины у нас такие популярные (смеется). Но вообще по законам природы и в России, и в Швейцарии девочек и мальчиков рождается примерно одинаковое количество. Другое дело, что происходит потом. В Швейцарии, по статистике, на 100 женщин приходится 96,8 мужчины. Да, средняя продолжительность женской жизни у нас немного выше, чем мужской (84 против 79 лет — это один из самых высоких показателей в мире, наряду со Швецией и Японией. — “МК”), но на молодежи это не отражается. Мне кажется, у нас сейчас есть все условия, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным.

фото: Наталья Мущинкина

— И все-таки, согласно данным Федерального ведомства по статистике, каждый третий гражданин Швейцарии проживает в одиночку. Почему люди не создают пары?

— Может быть, вы обратились не к тому человеку, я женат уже 40 лет на одной и той же женщине, и у нас трое детей. Хотя, конечно, есть и одинокие матери и отцы — но это не типично швейцарское явление, а признак всего современного западного общества, связанный среди прочего с эмансипацией женщины: сегодня женщина не будет жить вместе с мужчиной только потому, что у них есть общие дети. У нас каждый второй брак распадается.

— Если мы коснулись эмансипации, только в 1971 году швейцарки получили право голосовать. В числе аргументов противников были самые крайние: женский мозг меньше, женщины склонны к необдуманным решениям… Прошло 40 лет. Принципы домостроя окончательно изжиты?

— Мир все-таки с тех пор изменился, и швейцарские мужчины — тоже. Сегодня, я думаю, не много таких стран, где, как у нас, большинство в правительстве — женщины: четыре из семи министров. А в прошлом году не только президентом была женщина, но и пост председателя Совета кантонов (т. е. верхней палаты парламента) и председателя Национального совета (т. е. нижней палаты) занимали женщины. Так что те аргументы, которые вы привели, сегодня уже никто не принимает.

Куда уходят дети?

— Согласно официальным источникам, в половине швейцарских семей вообще нет детей. Последние 20 лет рождаемость снижается, в 1998 г. смертность превысила рождаемость. Сегодня в Швейцарии всего 1,4 ребенка на семью (для сравнения, в Израиле — 2,4). Объяснения “слишком дорогой жизнью” или “проблемами с приобретением большой квартиры” выглядят странно…

— Как раз сегодня я прочел последние данные нашего Федерального управления по статистике. Они дают прогноз, что ожидается прирост жителей Швейцарии. Правда… не за счет роста рождаемости, а за счет иммиграции. Уже сегодня более 20% живущих в Швейцарии — иностранцы. Выходцев из балканских стран стало больше, чем жителей итальянского кантона Тичино. А в 5 крупных городах почти половина детей не имеет швейцарского подданства… Сокращение рождаемости среди коренных граждан наблюдается по всему Старому Свету. И мне кажется, благополучие страны здесь играет не самую большую роль.

Одна из причин в том, что на Западе все меньше остается так называемых традиционных семей, когда жена занимается домом и детьми, а муж их обеспечивает. Сейчас все работают, включая потенциальных бабушек-дедушек, няни дороги, ребенка оставить не на кого, поэтому молодые пары не спешат становиться родителями. Тем более у нас в Швейцарии есть проблема с местами в муниципальных яслях (их не хватает), и еще одна проблема в образовательной системе — недостаточно школ продленного дня. Окончание уроков у детей из одной семьи часто не совпадает (начальные и средние школы обычно разделены, в Швейцарской конфедерации нет единых учебных планов). Но женщины сегодня готовы рожать, только когда знают, что вопросов с детским садом и школой не будет.

— Недавно Союз предпринимателей Швейцарии обратился к работодателям, чтобы те открывали дошкольные учреждения за свой счет…

— Действительно, у нас государство в меньшей степени этим занимается. Различные фирмы и компании заинтересованы в том, чтобы у них работали высококвалифицированные кадры, и поэтому сами создают дошкольные учреждения, чтобы привлечь женщин-специалистов.

Приходится искать разные решения… Многие мамы работают по неполному рабочему графику. Иногда — отцы. Кстати, у нас даже в Министерстве иностранных дел все больше таких пар, где супруги делят между собой ставку. У нас очень открытый, современный министр Мишлин Кальми-Рей, и она целеустремленно поддерживает женщин.

Накопительная свинья и прилежание

— Швейцария у многих ассоциируется с ее банками. А занимаются ли швейцарцы финансовым воспитанием своих детей, может, принято открывать специальные накопительные счета к совершеннолетию?

— Банки действительно предлагают разные услуги, рассчитанные на детей, но, боюсь, никаких особых, швейцарских секретов воспитания в этом вопросе я не открою. Хотя есть традиция, что каждый ребенок получает, как у нас это называется, “сберегательную свинью”, то есть копилку в виде поросенка. Наверное, это можно считать первым “финансовым уроком” — бережно относиться к деньгам. Зарабатывать у нас начинают рано. Уже в 14–15 лет больше половины школьников идут получать профобразование: самые популярные профессии — торговый работник, ассистент врача, повар, электрик… В вузы идет примерно четверть ребят, вот они учатся лет до 25-ти.

— Известному писателю ХХ века Шарлю-Фердинанду Рамю принадлежат такие слова: “Швейцарцы ради собственного спокойствия и стремления к перфекционизму в любом деле пожертвовали всем тем, что могло бы принести славу этой нации”. Действительно ли одна из “заповедей” швейцарских родителей, которую они внушают детям: лучше быть старательным и ответственным, чем выдающимся и гениальным?

— Мне кажется, это совпадает с реальностью: мы стараемся быть старательными, сделать работу качественно, что-то усовершенствовать. Может быть, за счет гениальности, зато у нас очень ценятся добросовестность и надежность…

Но хотел бы и несколько исправить ваше представление: если вы посмотрите статистику, Швейцария является одной из ведущих стран в области инноваций. Не случайно в 2008 году в Швейцарии запустили Большой адронный коллайдер. У нас известные политехнические школы, много достижений в естественных науках. Еще в 1952 году был учрежден Национальный швейцарский фонд научных исследований, который ведет программу поддержки молодых ученых.

— Известно, что Швейцария большое внимание уделяет проблемам экологии. Чему учат ребенка родители? Читала, каждая семья платит за бытовой мусор по персональному тарифу…

— Все чаще в швейцарских хозяйствах мусор делят — например, стекло, бутылки собирают отдельно. Детям все это показывают. Причем объясняют не только в семье, но даже в детских садах. Легко могу себе представить, что ребенок приходит домой из школы и говорит маме: “А это нельзя выбрасывать вместе”. Что касается цен и счетов за мусор — такие вопросы решаются не государством и обычно даже не кантонами, а на муниципальном уровне, на уровне общин. В коммуне (административно-территориальная единица в Швейцарии. — “МК”) можно купить специальные наклейки, которые надо наклеить на мешки с мусором перед тем, как выставить их на улицу. То есть чем больше мусора наберется у семьи, тем больше она в итоге заплатит.

— У нас в советское время школьники собирали макулатуру и металлолом. Бывает что-то похожее в Швейцарии?

— В той деревне, где я вырос, мы два раза в год тоже выходили и собирали макулатуру. Сейчас в большинстве мест макулатуру вывозят отдельно от остальных отходов, но это организуют не дети, а общины. Иногда, например, жители какой-нибудь деревеньки сообща чистят маленькое озеро. Организатором таких акций могут быть спортивные секции, клубы по интересам — то есть не государство, а скорее общество.

— За последние 10 лет в Швейцарии сократилось количество людей, которые регулярно посещают церковь. Можно ли сказать, что семьи стали меньше поддерживать религиозные традиции, родители ушли от “навязывания” детям веры?

— Если я вспоминаю собственное детство, я вырос в деревне, там, конечно, были и религиозные уроки, и в церковь все ходили по воскресеньям. Но сегодня я скорее агностик (агностики считают, что нельзя познать: есть Бог или нет. — “МК”), моя жена — мусульманка, а мои трое детей вступили в католический брак… Обобщать собственный случай не хочу, однако, учитывая, что сейчас действительно многие браки смешанные, все-таки давление на детей стало меньше…

Кстати, буквально на днях появилась новая статистика, которая говорит, что уже примерно для 55% швейцарцев Церковь как институт утеряла значение, они выбирают какую-то собственную веру. Чуть более 20% — сомневающиеся и агностики, примерно 10% — атеисты…

Свобода молодых и стариков

— На рубеже 80-х в Швейцарии взбунтовалась молодежь. В 1980-м в Цюрихе дошло до столкновений с полицией. И все — под лозунгами о создании автономных молодежных центров. Тяга к свободе, самостоятельности проявлялась и на бытовом уровне — молодые люди стремились как можно раньше уехать из родительского дома. Сейчас некоторые отмечают обратную тенденцию: якобы молодежь дольше остается с родителями, понимая, что это… экономичнее. Вы согласны?

— Я бы не стал говорить о такой закономерности. Все решают обстоятельства конкретной семьи, доходы молодежи. Но, по большому счету, есть свершившийся факт: связь с родителями в современной западной культуре уже не слишком тесная, и дети стремятся к независимости.

— В сознании большинства россиян дома престарелых связаны с несчастными стариками, которых бросили их дети. Но в Швейцарии, кажется, к так называемым пансионатам для пожилых другое отношение? Старшие и младшие легко “отпускают” друг друга? У каждого поколения собственные заботы?

— Из-за того что в последнее время у нас все больше бездетных семей, с какого-то возраста люди уже не могут сами вести свое хозяйство и вынуждены идти в дом престарелых. Есть частные дома, которые полностью оплачиваются постояльцами, и общественные, где взносы зависят от доходов и имущества человека. Государство помогает с оплатой лишь тем, у кого своих средств не хватает.

После всего сказанного возникает вопрос: а не превращается ли современная Швейцария в Атлантиду? Нет, она, конечно, не исчезнет никуда, как мифический материк, — горы и озера будут на прежнем месте, но останется ли эта удивительная трехъязычная нация? Или еще на нашем веку коренные швейцарцы, все реже вступающие в брак и рожающие детей, “растворятся” в горячем потоке балканских народов? …

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру