— Александр Генрихович, на ваш взгляд, какое будущее ждет журналистику?
— Одни говорят, что нас ожидает кризис, другие, и я ближе к ним, что профессию ждет новый рассвет. Это заботит и журналистов, и издателей. Во-первых, это проблемы журналистики как индустрии. Примерно с середины XIX века журналистика пошла по пути уменьшения цены номера газеты и увеличения аудитории с целью привлечь массового рекламодателя. На вопрос, кто оплатит издержки издания, читатель или рекламодатель, был дан ответ, который актуален и сегодня: за все платит рекламодатель. Но поскольку экономика до конца еще не вышла из кризиса, то и цены на рекламу в газетах невысокие, а часть (и значительная!) ушла в Интернет. А в итоге платить журналистам нечем. Изменилось и место журналиста в информационном пространстве. Руперт Мердок, один из крупнейших медиамагнатов, предложил модель, по которой журналист в старых, традиционных СМИ по отношению к читателям выступает в роли Господа Бога — он знает, как все случилось, он это рассказывает, и некому его опровергнуть. Новая аудитория, привыкшая получать информацию из Сети, уже не готова воспринимать слова на веру: они хотят спорить, высказывать свою точку зрения, аргументируя свои слова размещенным в Интернете видео. Мердок говорит, что роль журналиста как вещателя истины исчерпана. Журналист теперь выступает как модератор дискуссии. Я уверен, что Мердок не совсем прав. В любой аудитории есть запрос на мнение авторитетных журналистов, таких как Александр Минкин или Юлия Калинина (обозреватели “МК”. — Ред.).
— Блогеры — это конкуренция для профессиональных журналистов?
— Нет, конечно! В демократическом обществе блоги — не конкуренты профессиональным масс-медиа. Они заменяют тусовку людям, которые по-другому бы не встретились. Малоизвестные авторы стараются набрать побольше кликов, конвертировать количество прочтений своего “ЖЖ” в деньги и проекты. Известные персоны “окучивают” свою аудиторию. Блогосфера нужна журналистам, она дает дополнительную информацию. Если мы будем продолжать уходить к обществу, которому не важна качественная информация, а важно отвлечься, посмотрев новости, тогда блоги могут конкурировать с журналистикой, потому что не важно, где развлекаться. А люди, ищущие качественную информацию, будут продолжать читать газеты, журналы, смотреть ТВ и слушать радио.
— В связи с развитием Интернета, глобализацией, открытостью и доступностью информации не упадет ли цена новостей до нуля?
— Всегда будет информация, которая будет в цене. Сохранится интерес к авторитетным изданиям, к хорошо написанным текстам. Будет ли падать цена информации развлекательного плана? Да, потому что об этом готовы писать все на свете. Пришли новые технологии, и традиционным СМИ нужно приспосабливаться. Понятно, что новости в газете отличаются от новостей в Интернете, Всемирная паутина гораздо быстрее.
— В меняющемся мире журналистики, наверное, сложно учить будущих акул пера?
— Факультет журналистики в МУМе существует с 97-го года. Сначала как второе высшее образование. Была идея развивать экологическую журналистику. А с 2001 года открылось отделение первого высшего образования с заточкой на печатную журналистику. Отделение платное, но отличников мы поощряем скидками и грантами. Павел Гусев (главный редактор “МК”. — Ред.) давал гранты на обучение. Сейчас оплата 3500 евро в год, это средняя цена на рынке образования для журналистов.Зато у нас удобная инфраструктура, компьютерные классы, просторные аудитории и высококлассные педагоги. Сегодня успешный пишущий журналист должен уметь снимать, говорить не хуже других, а писать — лучше всех. В основе всего лежит написанное слово. На этом строится работа всех журналистов, от газетного репортера до телевизионщика и радийщика. Мы учим ребят не только профессии, но и тому, что журналист должен думать, понимать, как устроен этот мир.
— С какими знаниями приходят абитуриенты? Ваши коллеги из других вузов очень жаловались…
— Базовые знания ребят стали ниже. Чтобы это исправить, волшебных рецептов нет — нужно много работать. Для этого у нас есть суперпрофессионалы: Марина Ивановна Никола по зарубежке, Лев Александрович Аннинский — один из лучших критиков и др. Они работают на энтузиазме и заражают этим ребят. На первой линии борется с неграмотностью Ольга Юрьевна Князева, один из лучших педагогов-русистов в Москве. А дальше вступают в дело Павел Шеремет, Леонид Жуховицкий, Тофик Шахвердиев и др.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным журналистом? Каким абитуриентам вы бы посоветовали идти в профессию?
— Идти стоит всем, кто этого хочет. Каждый, кто интересуется окружающим миром и любит рассказывать об этом мире другим, кто любит общаться, собирать информацию, может стать журналистом. Иллюзии же о том, что журналист — это гарантированное место под солнцем, быстро развеиваются. И, конечно, надо помнить, что журналистика — это не только творческое самовыражение, это работа для людей, которым нужна собранная тобой информация.
— Какой диагноз вы ставите российской журналистике?
— Она находится в очень плохом состоянии. В развитых государствах основные новости: социальные, экономические, политические. У нас нет третьего слагаемого — политической журналистики, она рухнула. Редкие издания рискуют писать не в духе официоза. Интереса к экономической журналистике у нашего общества нет. Социалка — единственная тема, которая сейчас лидирует. То, что сделал Леонид Парфенов на вручении телевизионной премии, очень важно. Было много комментариев, что это было отрепетировано, но я уверен в искренности Парфенова. Я видел, как он нервничал, как он торопился, читая по бумажке. Мне важно, чтобы его заявление услышали люди, а главное, журналисты. Ключевая фигура внутри сообщества сделала заявление о ничтожности политической тележурналистики в России. Будет ли это иметь эффект? Разбудит ли это журналистику? Только это — нет! Но если журналисты услышат и поймут, что можно быть смелее, то скоро наступит новая эра отечественной журналистики.