— Лейла Владимировна, в последнее время многие россиянки предпочитают по примеру американок сначала делать карьеру и только лет в 40 задумываются о ребенке. Как вы считаете, современная медицина позволяет женщине беременеть и благополучно вынашивать в таком возрасте?
— Рожать после 40 лет поздновато. Наиболее оптимальные годы для репродукции — от 20 до 35 лет. В это время организм максимально адаптирован и здоров. И беременность протекает лучше, и роды. Да и ребеночек появляется на свет более здоровым. Но технологии действительно сегодня ушли настолько вперед, что позволяют иметь ребенка в любом возрасте.
— То есть и в 70 можно?
— Это, конечно, крайность. Хотя в технологическом плане возможно, и за рубежом такие случаи регистрировали. В России же самой “старой” роженице было 54 года. Проблема в том, что после 35 лет у женщины накапливаются разные заболевания, которые сами по себе накладывают отрицательный отпечаток на организм и беременной, и плода.
— А верно, что скоро россиянкам с онкологическими или другими тяжелыми заболеваниями будут предлагать заморозить их яйцеклетки?
— Такая возможность у женщин действительно будет. Вернее, есть. Взятые у них яйцеклетки уже сейчас можно заморозить на непредвиденный случай. Еще лучше, если их оплодотворят и подвергнут заморозке эмбрион. Потом его можно будет перенести суррогатной матери, если у самой женщины, к примеру, удалят матку или будут противопоказания для вынашивания беременности.
— Зарубежные ученые заявляют, что матку можно будет пересаживать. В России станут делать такие операции?
— Не думаю, что это вообще нужно. Такая трансплантация слишком сложна, чтобы стать массовой. И матка не тот орган, без которого женщина не может жить. Если у пары есть проблемы с репродукцией, существуют и другие возможности их решить.
— Слышала, что россиянкам, у которых проблемы с яичниками, будут подсаживать донорские яйцеклетки...
— Да, такие программы уже существуют и работают. В случае если яичники женщины не вырабатывают собственные яйцеклетки или истощены, вполне можно воспользоваться донорской.
— Лейла Владимировна, считается, что если пара бездетна, то в 90% случаев виновата в этом женщина...
— Выяснилось, что это не так. На сегодняшний день, по статистике, бесплодных мужчин и женщин примерно поровну. Так что если у пары проблемы, советую к врачу пойти обязательно не только жене, но и мужу.
— В этом году количество ЭКО будет больше? И станут ли его делать бесплатно?
— Сразу скажу, что ЭКО не решает проблем демографии, оно решает проблемы отдельной несчастной семьи, когда другие методы, в том числе и хирургические, не помогают. Но действительно количество таких операций, отнесенных к высокотехнологичной помощи, вырастет в несколько раз. Президент даже в своем Послании к Федеральному собранию обратил внимание на вопросы репродукции. И в этом году все, что связано с ЭКО, приобрело государственное звучание. Выделены колоссальные средства на репродукцию. И регионы теперь имеют свои квоты на бесплатное ЭКО. Этого в нашей стране не было никогда! Кстати, ЭКО в ближайшее время будут широко использовать не только в Москве и Питере, но и во многих регионах. Так что если пара захочет иметь ребенка, он у нее будет.
— Вы как-то говорили, что было бы неплохо, чтобы пары, прежде чем связывать себя узами брака, проходили бы углубленное обследование. То есть сначала анализы, потом любовь...
— Не нужно все упрощать — люди должны знать о состоянии здоровья партнера, с которым связывают свою жизнь. Знать, смогут ли они иметь потомство и будет ли оно здоровым. Это будет честно и правильно. Необходимо выработать чувство ответственности перед будущими поколениями. И вообще я уверена, что необходима всеобщая диспансеризация, потому что много запущенных случаев гинекологических, урологических, онкологических недугов... Опухоли половых органов стали одними из лидеров в числе раковых заболеваний.
— Какой прорыв в лечении этих недугов стоит ожидать?
— В первую очередь будут повсеместно внедряться малоинвазивные способы лечения. Я всегда и везде выступаю за то, чтобы операции делались через маленькие (0,5 см) проколы. Практически во всех случаях надо использовать такую тактику, которая позволяет восстановить анатомию и функцию репродуктивного органа и добиться желаемого результата — полного восстановления специфических функций организма женщин. Чтобы не осталось уродующих рубцов, чтобы не нужно было принимать огромные дозы антибиотиков, а женщина в итоге могла бы пойти домой через несколько часов после хирургического вмешательства. Но самое главное — к будущему ребенку нужно относиться как к пациенту уже сразу после зачатия. Если у него диагностируют какие-то отклонения, то можно будет сделать операцию и скорректировать развитие малыша еще на внутриутробном этапе. Это великое достижение медицины. И на V Конгрессе по репродуктивной медицине, который только что завершился в Москве, мы это показали. Здесь собрались акушеры-гинекологи со всех регионов нашей страны, светила медицины со всего мира, которые, надо сказать, очень высоко оценили наш уровень.
— Знаю, что вы чуть ли не с каждой пациенткой ведете задушевные разговоры, рекомендуете ей заниматься спортом. А сами занимаетесь?
— Конечно. В молодости я даже была капитаном команды сборной Грузии по волейболу. Сейчас занимаюсь теннисом. И вообще стараюсь много двигаться и вести здоровый образ жизни. К чему и всех без конца призываю.