Обыкновенный лоббизм

Производители табака, депутаты и чиновники спелись

“Смотрю на курящих, идущих по улице, как на самоубийц”, — сказал в интервью “МК” во время нависшего над столицей смога от горящих торфяников главный терапевт Департамента здравоохранения г. Москвы Леонид Лазебник. Хотя и при нормальной погоде в воздухе мегаполиса хватает вредных веществ — выхлопных газов от миллионов автомобилей, от работающих предприятий… “Курение резко усугубляет ситуацию со здоровьем”, — убежден Дмитрий ЯНИН, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Ему известны “простые правила, как сократить потребление табака в России”, о чем он и поведал “МК”.
Производители табака, депутаты и чиновники спелись
Так выглядят зубы заядлого курильщика.

— Дмитрий Дмитриевич, аномальная жара и торфяной смог унесли в Москве сотни жизней: смертность была в 2 раза выше, чем в аналогичные периоды с нормальным климатом. Насколько “помогло” курение с медицинской точки зрения?


— Мнение пульмонологов однозначно: концентрация в московском воздухе вредных веществ во время смога была равносильна выкуриванию трех пачек сигарет в день. Можно только догадываться, что происходило с легкими курильщика, когда вместе с никотином и многочисленными примесями он вдыхал еще и углекислый газ вперемешку с веществами от горящих торфяников. С каждой выкуренной сигаретой он получал дополнительно дозу яда, который накапливался в его легких. Доза поглощаемого дыма в это время увеличивалась в разы, и курильщик тем самым существенно повышал для себя вероятность инфаркта и инсульта. Напомню также, что сердечно-сосудистые заболевания в России стоят на первом месте по вкладу в смертность населения.


Мы призывали любителей табака сократить число выкуриваемых сигарет до минимума, а лучше — использовать ситуацию для отказа от курения. К сожалению, российское законодательство не защищает население от вредного табачного дыма даже в закрытых помещениях. И после подписания Конвенции ВОЗ по борьбе против табака у нас дозволено курить повсеместно, кроме разве самолетов.


— Но хотя бы принят новый технический регламент: на пачках сигарет появились надписи о вреде курения. Что и кому он предписывает?


— Да, с июня 2010-го все выпускаемые в России сигареты должны иметь предупредительные надписи: на фронтальной стороне пачки — “Курение убивает”, а на обратной — надписи могут чередоваться по выбору производителя: “Курение приводит к бесплодию”, “Курение приводит к раку” и т.д. Эти надписи были предусмотрены техническим регламентом еще в декабре 2008 года. Но... В отличие от многих стран мира российский регламент не обязывает табачные компании размещать на пачках сигарет еще и устрашающие картинки, хотя они уже имеются в 35 странах мира.


Поэтому в России табачные компании площадь пачки сигарет используют для подачи “гламурности” курения, чтобы сделать их более привлекательными. Имеются образцы сигарет, на которых размещены мультипликационные персонажи, ориентированные на... детей. Ради прибыли производители табака идут на все большее число уловок, чтобы привлечь новых клиентов. Сегодня ключевой группой для табачного маркетинга являются именно женщины. По уровню мужского курения наша страна находится фактически на пределе возможного (60% взрослых мужчин в России курят).


— Почему так много времени отпущено на раскачку? Два года идет говорильня про надписи о вреде курения на пачках сигарет. Но только с 26 июня производство сигарет с безликим форматом надписей запрещено. А окончательно новые предупредительные надписи должны вступить в жизнь только летом 2011 года.


— Разработчиком этого регламента был отраслевой союз “Табакпром”, представляющий интересы табачных компаний. Отсюда и длительный переходный период. Хотя Конвенция ВОЗ по борьбе против табака, которую Россия ратифицировала два года назад, напрямую запрещает табачным компаниям участвовать в законотворческом процессе в области борьбы с курением. Но в России перечеркиваются все мировые правила. “Табакпром” разрабатывает удобный для табачников закон, Госдума его дружно принимает. Более того, сейчас табачные компании предпринимают попытку перенести российский опыт на другие страны в рамках проекта по разработке технического регламента “О безопасности табачной продукции” ЕврАзЭС. В этой ситуации поражает позиция Минсельхоза РФ: все инициативы, исходящие от этого ведомства, — протабачные и направлены на защиту иностранного табачного бизнеса (95% российского рынка табака — это иностранные табачные компании). Минсельхоз против размещения на пачках сигарет графических страшилок, против запрета курения в ресторанах и т.д. Считаю, предметом разбирательства должен стать факт: почему в России, где вообще не выращивается табак, вопросом, связанным с регулированием продажи курева, занимается Министерство сельского хозяйства?


— И чем, на ваш взгляд, продиктована такая “забота” о курильщиках?


— Думаю, объективных причин, общественно значимых, здесь нет. А если есть субъективный фактор, нужно провести расследование: почему депутаты Госдумы так рьяно отстаивают протабачные идеи.
Курение наносит невосполнимый ущерб национальной системе здравоохранения. По факторам смертности в области лидирующих в нашей стране сердечно-сосудистых заболеваний курение — номер один, алкоголь — номер два. Не меньший ущерб наносится и российской экономике. Столь либеральное “регулирование” табачного рынка позволяет продавать здоровье россиян задешево, не получая минимального финансового вознаграждения. Я имею в виду акциз на курево: надо его быстрее увеличивать, чтобы страна получала больше дохода от продажи сигарет. Смотрите: даже в Румынии (она беднее России чуть ли не в 4 раза) благодаря высоким акцизам с одной пачки сигарет в бюджет идет 55 рублей, в Польше — 70 рублей, в России — 5 рублей, а в Нью-Йорке — 213 рублей (в 42 раза больше, чем в России).


— Но и российские зарплаты несравнимо ниже американских. А резкое увеличение акциза повлечет за собой и резкое повышение стоимости сигарет. Курящий человек вряд ли в одночасье откажется от сигарет из-за высокой цены. Значит, страдать будет семейный бюджет, который у абсолютного большинства россиян и так невелик.


— Конечно, уровень зарплат в Москве ниже, чем в Нью-Йорке, в 3 раза, не говоря уже о доходах по России. Но акциз у нас ниже, чем в Нью-Йорке, в 42 раза! Поэтому производители табака в России потратят все силы, чтобы отстоять низкие налоги на сигареты. Они же зарабатывают на этом больше, чем в любой другой стране. Ведь чем дороже табак, тем меньше спрос. В России по-прежнему за год выкуривается 400 миллиардов штук сигарет. Это, пожалуй, самый высокий показатель в мире после Китая и Индии. Позор для нашей страны! Если бы в России пачка сигарет стоила не менее 70 рублей, удалось бы на треть сократить число выкуриваемых сигарет, а значит, на столько же и смертность.


— Откуда взялись эти цифры? И есть ли фундаментальные исследования на сей счет?


— Нет, это были репрезентативные исследования — выборка из 1600 опрошенных. Два года назад проводил его “Левада-центр”. Выяснилось, что львиная доля курильщиков хотела бы бросить курить, 35% считают, что “легкие” сигареты менее вредны. Хотя Российский онкоцентр им. Блохина на основе исследований доказал, что по канцерогенности “легкие” сигареты еще более вредны. Просто многие не представляют степени вреда. У девушек, например, могут быть проблемы с беременностью, снижается фертильность. Сегодня тратятся огромные деньги на искусственное оплодотворение, но ни копейки, чтобы объяснить юным особам вред курения.


— А когда прекратят продавать сигареты в киосках? Разговоры думцев и чиновников об этом у всех навязли в зубах.


— В начале 90-х в киосках продавали даже водку, потом запретили, но сигареты и пиво остались. Запрет на продажу сигарет в киосках, в магазинах самообслуживания и на открытую выкладку табачной продукции над кассами в продовольственных магазинах содержится в новом проекте закона, который сейчас находится в Госдуме. Но лично я скептически отношусь к законодателям: за 19 лет истории новой России было принято только две эффективные антитабачные меры — запрет наружной рекламы сигарет, их рекламы по телевизору и надписи на пачках о вреде курения. Всё остальное блокировалось и не принималось.


— Но наружная реклама в подземных переходах метро осталась.


— Это — позор для Московского метрополитена, который финансируется из бюджета города и предоставляет госплощади для рекламы гламурности курения. На плакатах — красавицы девушки и загорелые юноши, такие успешные мачо с дорогими сигаретами в руках… У руководства метрополитена есть все права на запрет рекламы табака в подземных переходах метро. Это не будет противозаконным. Они же не рекламируют алкоголь, хотя пиво, например, в подземных переходах можно рекламировать. А рекламу табака руководство метрополитена и не хочет запрещать. Только в Москве табачные компании тратят на рекламу табака миллионы долларов. Доходят ли эти деньги до московского бюджета — я не знаю.


— Дмитрий Дмитриевич, может, вы знаете, как спасать молодежь от сигарет?


— Шаг первый: сократить число точек, где табак продается, а значит, их можно будет проверить. Сегодня в Москве только киосков, торгующих сигаретами, — десятки тысяч, и проконтролировать, продают ли их детям, невозможно. Да и штраф, если поймают такого продавца, всего 1,5 тысячи рублей. Депутаты Госдумы знают, что эти штрафы мизерные, и необходима поправка в закон.
Шаг второй: полный запрет рекламы всей табачной продукции везде, как это сделано в ЕС. Невозможно, с одной стороны, бороться с курением (заказывать социальную рекламу, финансировать центры здоровья), с другой — разрешать табачным компаниям пропагандировать, что курение — это модно, это путь к похудению, путь к успеху, путь к сердцу мальчика (девочки)… Это просто неразумное расходование бюджетных денег и потворство табачным компаниям.


Шаг третий: ценовая политика. Первые, кто реагирует на рост цен, это молодежь. Подростки, дети всегда были самой низкодоходной группой населения. Все это, на мой взгляд, может уберечь нашу молодежь от табачной зависимости.


Кстати. 80% всех курильщиков-россиян к 18 годам — это уже никотинозависимые пациенты. В Москве 35% девочек и мальчиков 15—16 лет являются регулярными курильщиками. Если в регионах больше курят мальчики, то в Москве эта разница стерлась. Треть выпускников средней школы — заядлые курильщики! Но говорить о том, что это их осознанный выбор, — нельзя, потому что налицо и потворство курению со стороны государства.


…Ассортимент изделий на табачном рынке постоянно расширяется. Появляются сигареты разной длины и толщины, разной расцветки, со вкусом ментола, шоколада, клубники, вишни… Все это, по расчетам табакопроизводителей, делает их более привлекательными для самой перспективной части населения — женщин и детей. На них как раз и нацелен маркетинг табачной продукции: на вовлечение в курение все новых потребителей. Ведь ряды курильщиков редеют постоянно: кто-то бросает курить, а многие, увы, умирают…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру