— Как с точки зрения невролога можно охарактеризовать психическое состояние детей поколения XXI века? И есть ли на этот счет исследования?
— За последние десять лет отмечается увеличение количества детей с психоневрологической патологией. В нашей стране, например, за это время их стало больше на 43% (это данные Научного центра здоровья детей). И такая тенденция отмечается не только в России, но и во всем мире. Также увеличивается количество детишек с таким диагнозом, как расстройство аутистического спектра. По данным американских ученых, каждая 150-я девочка и 130-й мальчик в мире в той или иной степени имеют эти расстройства. К сожалению, в нашей стране четкой статистики нет. Такая печальная тенденция психического здоровья детей объясняется целым рядом причин. Прежде всего это урбанизация. Это состояние хронического стресса и у родителей, и у детей. Это нарушение питания, снижение иммунитета и др. По данным американских ученых, дети начальной школы с 7 до 10 лет видят 8 тысяч убийств, 30 тысяч сцен насилия по ТВ. Мода на компьютерные игры со сценами насилия стала повсеместной в жизни детей и подростков, и это не может не отражаться на их психике. Растет количество детей, страдающих неврозами и агрессивными состояниями. Кроме того, растет количество детей, имеющих различные виды зависимостей: наркологическую, алкогольную, табакокурение, компьютерную и пр.
— Есть ли возможность профилактики специфических болезней психики (например, гиперактивности ребенка)?
— Профилактика различных эмоциональных нарушений у ребенка — это прежде всего здоровый образ жизни, жесткий режим, обязательные занятия спортом, сведение к минимуму общения с телевизором и ограничение работы на компьютере. И самое главное, здоровая обстановка в семье — любовь, взаимопонимание и защищенность для ребенка.
— Мы отдали двухлетнего сына в ясли, сначала ему нравилось, но затем все изменилось. Сначала уволился воспитатель, к которому он привязался; затем сына перевели в более старшую группу, где его прессовали дети; потом вернули в старую группу, но туда пришла новая воспитательница с авторитарным характером, которая давит на детей. Итог: сначала сын активно протестовал против хождения в сад, по утрам рыдал и уговаривал не отводить, а теперь стал впадать в ступор — застывший взгляд, абсолютное молчание. Мы стали замечать, что ребенок без конца теребит что-нибудь на себе (верхнюю губу или пупок) или чешет шею. Помогите справиться с этой ситуацией!
— Адаптация к детскому саду — одна из важнейших проблем у детей раннего возраста. То, что вы нам рассказали, свидетельствует о том, что у вашего малыша адаптация проходила достаточно сложно, и тому были объективные причины. Как справиться с этой ситуацией? Прежде всего ребенка нельзя заставлять. Любое насилие у вашего ребенка будет вызывать стрессовую реакцию. Рекомендация такова: прекратите посещение садика, сделайте перерыв, чтобы убрать невротическую реакцию на его посещение. Для вашего ребенка нужна воспитательница, которая его поймет и наладит с ним контакт. Только тогда посещение садика не станет для него стрессом. Если после перерыва ему будет сложно опять адаптироваться, необходимо обратиться за помощью к психологу.
— В каком возрасте надо показывать ребенка психологу?
— Возрастных ограничений здесь нет. Психолог — это друг и помощник, который помогает на разных этапах жизни.
— Какие симптомы могут насторожить родителя, что с ребенком «что-то не так»? Нужны ли сегодня психологи в школах и есть ли они?
— Любая ситуация, при которой что-то кардинально меняется в поведении ребенка, должна насторожить родителей. Повышенная агрессивность, повышенная утомляемость, плаксивость, нежелание идти в школу, уход от контакта, частые жалобы на различные недомогания и головные боли, боли в области сердца и т.п. То есть все симптомы, которые нарушают привычный ритм жизни ребенка. Безусловно, психологи в школах нужны, и они есть. К сожалению, не все школы укомплектованы ими.
— Татьяна Тимофеевна, вопрос к вам как к врачу нашей паралимпийской сборной. Что помогло нашим спортсменам победить? В чем секрет их успеха?
— Секрет их успеха — в великом русском духе, когда не «поскольку», а «вопреки». В мужестве, героизме и удивительной позитивности наших спортсменов. Я не слышала от них ни разу «я не могу», «я не хочу». Только «я всегда готов», «я буду сражаться до последнего». Это подвиг, когда интересы страны ставятся выше собственных интересов. Когда ты доказываешь всему миру, на что ты способен. Как сказал один спортсмен: «Мои возможности ограничиваются только размером проема вашей двери».
— То есть это настоящий спорт?
— Это такой спорт, который здоровым и не снился. Это был настоящий бой. Например, если говорить о наших хоккеистах, то нашей условно здоровой команде нужно многому поучиться у наших паралимпийцев. После матча зал десять минут скандировал им: «Молодец, Россия!» И мне хотелось бы, чтобы об этих людях было больше информации. Тема инвалидов у нас немножечко запретная, что неправильно. Общаясь с паралимпийцами, я часто ловила себя на мысли: а кто из нас больше инвалиды — они или мы? Мы — двурукие, двуногие, двуглазые — часто не знаем, зачем пришли в этот мир. А эти люди ставят себе цель и двигаются к ней. Без слез и соплей, без жалости. Просто потому, что они такие. Представьте себе соревнования на горных лыжах среди слепых. Я, здоровый человек, даже не представляю себе, как проехать по этой горе. А они мчались по ней со скоростью больше 100 километров в час, невзирая на погодные условия! Это был серьезный спорт сильных, мужественных и здоровых людей. И когда ты бываешь на таких мероприятиях, начинаешь видеть мир по-другому, твое сердце раскрывается. Так что нам надо научиться улыбаться, чувствовать весну, влюбляться и любить друг друга.