Не дай врачу сойти с ума

Случай с пермским анестезиологом, избившим пациента, заставит Минздрав пересмотреть нормы общения докторов с пациентами

Пока пермский анестезиолог Андрей Вотяков, убивший пациента, находится в психиатрической лечебнице, СК проверит его причастность к другим фактам нападения на больных. Но главное — этот чудовищный случай стал поводом, чтобы поднять тему взаимоотношений пациентов и врачей.

Как часто доктора «перегорают» и даже сходят с ума на работе? Как вычислить в буквальном смысле опасного для здоровья врача? И стали ли россияне после истории с Вотяковым активнее жаловаться на медперсонал? Об этом наш разговор с советником министра здравоохранения России Олегом САЛАГАЕМ.

Случай с пермским анестезиологом, избившим пациента, заставит Минздрав пересмотреть нормы общения докторов с пациентами

— Олег Олегович, группа экспертов ведомства проводила проверку в Перми, есть уже результаты?

— Проверка Росздравнадзора пока не завершена. Но Вотяков уже уволен и публично осужден всем врачебным сообществом. Понесет ли он уголовное наказание, будет ли лишен права заниматься в принципе врачебной деятельностью — это уже решат следственный органы и суд.

— И все-таки был ли мотив? СК говорил о том, что пациент оскорбил доктора, а тот вспылил...

— Это вопрос, ответ на который предстоит дать следствию. В Минздрав на него никто не жаловался. В то же время мы знаем, что после инцидента другая пациентка обратилась в следственные органы с жалобой на врача, уверяя, что он вел себя с ней неподобающим образом. Но какими бы ни были мотивы, можно сказать с уверенностью, что такое поведение недопустимо с точки зрения медицинской этики. Министр Вероника Скворцова была возмущена и глубоко расстроена, когда узнала об этом инциденте. Для нее как для потомственного врача, у которого вся жизнь связана с медициной, это стало шоком.

— Вотяков сейчас в психбольнице. Как он себя чувствует? Был ли он вменяем в момент совершения преступления?

— Скажу только, что его здоровью ничего не угрожает. Насчет вменяемости — ответ на этот вопрос будет дан экспертами в рамках расследования.

— Что-то было сделано, чтобы подобных инцидентов не произошло больше?

— Это не один какой-то документ, а целый комплекс мер: внедрение норм медицинской этики, повышение заработной платы, совершенствование условий труда и отдыха, изменение подходов к подготовке врачей в вузе и много другое. И, кстати, старт реализации этих мер был дан намного раньше обсуждаемого нами инцидента, который, конечно, подтвердил их необходимость. Первый всероссийский съезд врачей одобрил Этический кодекс врача. Труд врача будет оптимизирован так, чтобы он мог уделять максимум времени общению с больными и минимум заполнению бумаг. Для этого изменятся формы отчетной документации и увеличится норма длительности приема одного больного.

— На сколько больше времени отведут на прием?

— В среднем на 5—10 минут. Но все зависит от специальности доктора.

— У одного нашего журналиста тещу избила доктор в поликлинике. Это что — тенденция? Доктора сходят с катушек?

— Я бы предостерег делать выводы в отношении всего сообщества медработников на основании одного или двух возмутительных случаев. Это исключение, а не правило. Можно было бы предполагать, что таких случаев больше. Но не будем забывать, что сейчас информационное пространство максимально открыто — у всех мобильные телефоны, позволяющие записать разговор с врачом на видео. Думаю, что мы очень быстро увидели бы все подобные инциденты в Сети, а затем и на телеэкране.

— А может быть, стоит обязать врачей периодически проходить психологические тесты, которые бы выявили потенциально опасных?

— Поголовные тесты для врачей не дадут оптимального результата. Не думаю, что психическими болезнями медики страдают чаще, чем все остальные. Но нужно помнить, что профессия врача связана с очень серьезным «эмоциональным выгоранием», и это должно учитываться при организации труда и отдыха. Увы, на практике это не всегда так, как на бумаге.

— Многие, отработав смену в государственной больнице, идут подрабатывать в частные клиники. Это можно запретить?

— Определенные ограничения действуют и сейчас. Однако единственный способ избежать того, чтобы доктора брали дополнительный изнуряющий приработок, — обеспечить им хорошую зарплату на основной работе. Именно это сегодня находится в центре внимания министерства. Напомню, что в соответствии с указом президента к 2018 году заработная плата врача должна двукратно превышать среднюю зарплату в регионе, где он трудится. Для среднего медработника — соответствовать этой средней.

— Появятся в больницах объявления, которые будут призывать пациентов быть бдительными и в случае неадекватного поведения врача сообщать об этом?

— В каждом лечебном учреждении должна быть размещена информация о том, в каком порядке и кому можно пожаловаться на качество оказываемой помощи или поведение медработника. Жаловаться можно главному врачу больницы, в страховую компанию, в которой гражданин застрахован по ОМС, в региональный департамент здравоохранения. В Министерство здравоохранения, конечно. Для этих целей в Минздраве открыта «горячая линия» 8-800-200-03-89, а также отдельная электронная почта help@rosminzdrav.ru.

— Сколько жалоб поступило в ведомство за последнее время? На что чаще всего жалуются теперь — на старый холодильник в палате или на некомпетентного доктора?

— За первый квартал 2013 года в министерство поступило более 18 000 обращений. Примерно треть из них касаются качества оказываемой медицинской помощи, около 2000 — вопросы лекарственного обеспечения. Примерно 1500 касаются врачей и обеспеченности медперсоналом.

— Часто жалуются на то, что доктора вымогают подарки?

— Нет, такие жалобы единичны. Какой-то отдельной статистики насчет наказанных врачей не ведется. Но уверяю вас, что ни одно обращение не остается без должного внимания.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру