На рекламе медуслуг поставили красный крест

Частная медицина близка к катастрофе

Казалось бы, незначительные технические поправки, внесенные по инициативе Минздрава РФ в закон «О рекламе», привели буквально к катастрофическим последствиям. Реклама медицинских услуг оказалась теперь фактически вне закона. Клиники, как частные, так и государственные, могут попасть под серьезный штраф, даже если напишут на информационном стенде перед входом, что делают УЗИ или колоноскопию. Ни в одном СМИ, кроме чисто медицинских (интересных специалистам, но никак не широкой аудитории), теперь нельзя упоминать, что в таком-то медцентре можно поставить брекеты, а в таком-то — консультирует уролог.

Частная медицина близка к катастрофе

Эту поистине бредовую ситуацию обсудили на совместном заседании Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, комиссии по здравоохранению «Опоры России» и комитета по медицинским услугам «Деловой России».

Как уже сообщал «МК», изменения в законодательстве привели к тому, что с 1 января «реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий» запрещена везде, кроме как во время различных медицинских выставок, семинаров и конференций. То есть ее можно размещать лишь там, где рядовые пациенты ее увидеть не могут. Иначе — штраф, а то и отзыв лицензии.

«Например, теперь мы теперь не можем информировать людей через рекламные баннеры и проведение социальных акций, в ходе которых можно пройти бесплатную диагностику или получить бесплатные консультации врачей», — недоумевают представители частных клиник города. Кроме того, под запретом оказались и информационные щиты, которые ставят перед входом в клинику, и даже плакаты в окнах самого учреждения, если на них написано, что здесь можно пройти КТ или МРТ, сделать массаж или, например, получить консультацию гинеколога. Ничего подобного нельзя также писать в брошюрках, которые обычно распространяют в холлах клиник. Что уж говорить о СМИ! Ни о каких медицинских услугах больше нельзя сообщать ни в газетах, ни по ТВ, ни по радио.

Представители Федеральной антимонопольной службы в прошлом месяце уже выпустили разъяснения — как понимать новые поправки. В рекламе медучреждение может теперь сообщать лишь о профиле своей деятельности. К примеру, о наличии терапии, урологии, гинекологии. Но — ни в коем случае не о конкретных услугах. Перечень которых (более двухсот наименований) есть в специальной номенклатуре. К ним относятся и консультации врачей, и диагностические процедуры, и лечебные манипуляции... «Например, «стоматология» — это вроде профиль. Но в номенклатуре медуслуг «стоматология» тоже есть. Получается, о ней сообщать нельзя!» — недоумевает замгендиректора «МедБизнесКонсалтинга» Дмитрий Верютин.

— Ситуация доходит до абсурда, из рекламы вычеркивают даже безобидные фразы совсем уж общего характера. А уж если появляется уникальная услуга, каких в Москве нет ни у кого, возможности сообщить о ней у нас больше нет, — сетует сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы Лариса Крюкова.

К тому же сразу несколько представителей частной медицины сообщили, что интернет-поисковики начали блокировать любые медицинские объявления, в которых содержится нечто большее, чем название и адрес клиники.

На самом деле юристы СМИ и интернет-поисковиков сейчас просто боятся сделать что-то, что может быть истолковано как нарушение нового закона. Рекламные агентства теперь предпочитают вообще не связываться с рекламными объявлениями медицинского характера. «Юристы разных компаний вводят свои правила, которые противоречат друг другу. Царят полный хаос и неразбериха, никто не знает, что делать», — говорит Михаил Генин из сети семейных медицинских центров.

В итоге клиникам остается надеться, что в эпоху высоких информационных технологий пациенты узнают о них от соседей или придут к ним своими ногами и все расспросят сами. Но скорее произойдет другое — поток пациентов в частную медицину скоро иссякнет. «В такой тяжелый период, когда рубль ослабевает, стремительно сокращается количество индивидуальных предпринимателей и над страной нависла угроза кризиса, государство не брезгует подлить масла в огонь. Новые поправки приведут к еще большему сокращению малых предприятий в такой стимулируемой отрасли, как медицина», — говорит руководитель Центра Дикуля на Пресне Филипп Миронович.

Впрочем, народ, конечно, выживет. Благо особенно вольготно теперь себя почувствовали лекари другого сорта. Еще одно последствие нового законодательства — еще более доступными россиянам стали услуги знахарей и шаманов, которых новые поправки не коснулись. Обещать снять обет безбрачия никто не запрещает. «Я смотрела сорокаминутную программу с шаманом Евгением, который уверял, что диабет — родовое проклятие. А с проклятиями шаман справляется на раз. Слово «лечение» не было произнесено ни разу — и формально шаман закон не нарушает. Всякие бабки и провидицы больше не употребляют в рекламных объявлениях слова «вылечу». Однако у потребителя создается впечатление, что ему помогут», — рассказывает «МК» замруководителя московского УФАС России Ирина Климкина.

Кроме того, по словам Ирины Климкиной, теперь медицинская реклама ушла в интернет-блоги. И тут уже никакие правила не действуют. «Мы вообще ничего не можем с ними поделать, потому что идентифицировать стоящее за блогом физическое лицо чаще всего невозможно. Иногда домены находятся в Америке», — призналась Климкина «МК».

...Формально Минздрав признал, что совершил «техническую ошибку». Фактически — рынок медицинских услуг умер. «Объединение частных медицинских клиник и центров» обратилось в Минздрав с письмом с просьбой как можно скорее исправить ситуацию. «Поправки готовятся, но вопрос — что это будут за поправки и когда они появятся, — говорит президент Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Александр Грот. — Может получиться так, что через год-полтора люди просто не будут знать, где лечиться».

А может, частные клиники к тому времени вымрут как класс. И нанесенный исподтишка удар по бизнесу в конечном итоге выйдет государству боком — сокращением налогов от так глупо уничтожаемого им бизнеса.

«Учитывая неоднозначное толкование правоприменителями норм ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ, в Минздраве России проводится работа по подготовке предложений по корректировке этих положений», — так прокомментировали нам ситуацию в Минздраве РФ, из недр которого и вышли эти поправки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру