Дмитрий НОСОВ, автор поправок, депутат Госдумы:
«Повышение акцизов на табак будет следующим шагом законодателей — очень непростой и очень важный этап нашей работы»
— Закон действительно был возвращен на второе чтение. Во-первых, как это ни странно прозвучит, во многом «виноваты» дети. Мы, законодатели, должны их уберечь от вредного воздействия табачного дыма. И не допустить, чтобы взрослые своими действиями или своим примером вовлекали их в пагубную привычку курить. Поэтому в своих поправках мы и предложили увеличить штрафы за вовлечение и продажу сигарет несовершеннолетним.
В прошлый раз при принятии закона во втором чтении табачное лобби протащило поправку о разрешении рекламы табака в местах продаж. Это значит, реклама появилась бы везде. Опять же, дети при этом никак не ограждались (детьми, напомню, в России считаются граждане до 18 лет) — им не запретишь заходить в торговые точки. Введя с помощью наших сегодняшних поправок полный запрет рекламы табака, мы защищаем наших детей, кроме того, в таком виде закон будет полностью соответствовать нашим международным обязательствам и Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, подписанной и ратифицированной нашей страной в 2008 году.
Считаю, такие поправки и в целом закон ни в коем случае не направлен против курящих. Он не делит общество на такие категории, как курящие и некурящие. Он для всех. И предназначен в первую очередь для того, чтобы создать благоприятную здоровую среду для всех. Вводя сегодня дополнительную ответственность за несоблюдение закона для юридических лиц — собственников помещений, — мы делаем важный шаг в сторону того, чтобы закон работал. Собственники помещений будут заинтересованы в создании такой благоприятной и здоровой среды и ее поддержании.
Сейчас очень важно сделать так, чтобы закон действительно заработал: в ресторанах, на улицах, в аэропортах и подъездах жилых домов, на детских площадках и в остальных общественных местах. И не менее важно, чтобы он заработал... в головах людей. Это будет нашей общей победой.
И еще одна из наших целей: чтобы сверхдоходы от реализации табачной продукции, оседающие сейчас в карманах транснациональных табачных корпораций, преимущественно иностранных, были направлены на нужды россиян. Самая эффективная мера во всем мире — это повышение акцизов на табак. Это и будет следующий, очень непростой и очень важный этап нашей работы.
Дмитрий ЯНИН, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОп):
«Поддержав изменения в Закон «О рекламе», депутаты приравняли рекламу сигарет к рекламе наркотиков, что абсолютно оправданно»
— С момента подписания закона Президентом РФ табачным компаниям остается еще месяц до завершения всех своих мероприятий по привлечению новых жертв в ряды курильщиков. Только в первом полугодии 2013 года на продвижение своего убийственного товара через рекламу в печатных СМИ они потратили около 500 миллионов рублей. Считаю, нынешние поправки в Закон «О рекламе» и Кодекс об административных правонарушениях — существенный шаг по сокращению распространенности курения в нашей стране и сильный удар по табачным компаниям и их лобби.
Также беспрецедентным в истории России является установление штрафов как таковых за курение в аэропортах, больницах, помещениях органов власти — до настоящего дня таких штрафов не было вообще. Вступление в силу закона даст возможность службам аэропортов пресекать курение. Табачные компании более 10 лет блокировали любые инициативы по запретам на курение и по установлению размера наказания за нарушение данных ограничений. Первое их поражение — принятый в феврале 2013 года Закон «О защите населения от воздействия табачного дыма», второе поражение — нынешнее голосование.
Виктор ЗЫКОВ, юрист Российской антитабачной коалиции:
«На незаконное курение в общественных местах граждане теперь имеют право жаловаться в Роспотребнадзор, Росздравнадзор, в Ространснадзор, в Госжилинспекцию...»
— Новые поправки, без сомнения, позитивно отразятся на здоровье нации. Сотрудники полиции будут штрафовать граждан за курение в общественных местах, по вызову — в ресторанах, супермаркетах, в местах общего пользования коммуналок. Однако основная нагрузка ляжет на самих владельцев заведений, которые должны будут обеспечить соблюдение закона или заплатить штраф. Если кто-то не будет соблюдать закон, граждане теперь могут жаловаться во все надзорные организации.
Дарья ХАЛТУРИНА, сопредседатель Российской антитабачной коалиции:
«Реклама табака была направлена преимущественно на подростков и женщин»
— Полный запрет рекламы табака считаю победой «здравоохранных» сил над лоббизмом табачной индустрии. Табак — единственный продукт, который убивает своих потребителей. Как известно, реклама табака была преимущественно направлена на подростков и женщин. Поэтому эффективен только полный запрет рекламы табака, без каких-либо исключений. Эта мера значительно снизит распространенность курения в России. Но не следует обольщаться, что производители этого убийственного продукта и торговцы по сути смертью так просто сдадутся. Желая сохранить свои миллиардные доходы, они продолжают лоббировать свои интересы и с помощью прикормленных лиц, в том числе и депутатов, вносят новые и новые поправки, подрывающие антитабачные меры. Например, пытаются лишить права людей на бездымное пространство в аэропортах и на вокзалах. Вот это вызывает большую тревогу.
...Кстати, тревога наших экспертов не беспочвенна: о всесильных табачниках наша газета писала не один раз. В частности, наш постоянный консультант по «антитабачной» теме Дмитрий Янин в интервью «МК» однажды сказал: «Четыре транснациональные табачные компании — огромное зло для нашей страны, так как их вклад в смертность россиян — 400 тысяч жизней в год. Они владеют более 94% российского табачного рынка, получают баснословную прибыль и просто так свою выгоду не отдадут».
Но пока, и это уже данность, 15 ноября с.г. курение в неположенном месте будет стоить от 500 до 1500 рублей. Подымить на детской площадке обойдется уже в 2–3 тысячи рублей. Следить за соблюдением закона придется и бизнесменам — отсутствие знака о запрете курения в подведомственном ему учреждении может привести к штрафу до 60 тысяч рублей. Если в помещении или на территории курят, то индивидуального предпринимателя, который не устранил такое нарушение, могут оштрафовать на 30–40 тысяч рублей. Юридическому лицу эта «оплошность» обойдется в 60–90 тысяч рублей. Нарушение запрета на рекламу табака грозит юридическому лицу и вовсе штрафом до 600 тысяч рублей.