Посвященная самым разным вопросам вирусологии научно-практическая конференция такого масштаба прошла в Москве впервые. Ее организаторами выступили Департамент здравоохранения Москвы, Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИДом, Институт вирусологии человека при Медицинской школе Мэрилендского университета, а также Глобальная вирусологическая сеть (организация, объединяющая лучших ученых из более чем 20 стран; в этом году и Россия вошла в ее состав).
В течение нескольких дней доктора наук, профессора и ведущие специалисты из разных стран мира рассказывали о новых достижениях в области диагностики, профилактики вирусных заболеваний, создании новых препаратов для их лечения.
Больше всего секций на конференции было посвящено одной из самых актуальных проблем современной вирусологии — предупреждению распространения ВИЧ-инфекции. «Москва — один из крупнейших мегаполисов мира, и проблема ВИЧ-инфекции для нас, конечно, актуальна, особенно с учетом распространения миграционных потоков, — говорит заместитель руководителя Департамента здравоохранения столицы профессор Алексей Хрипун. — Вопросы, касающиеся диагностики, профилактики, лечения ВИЧ-инфекции, которые обсуждаются на этой научной конференции, будут очень полезны для московского здравоохранения».
Главный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Минздрава РФ и Москвы, руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Алексей Мазус отмечает, что Москва добилась серьезных успехов в вопросах сдерживания эпидемии: «У нас налажена система эпиднадзора, мы реально оцениваем ситуацию. Я помню, было много вопросов в нашей стране, когда мы ввели массовые тесты на ВИЧ. Сегодня же это стало общемировой практикой. Мы же сейчас выявляем большую часть больных в первый год после заражения. Кроме того, Москва и Россия стали одним из лидеров в мире по доступности лекарственной терапии для больных ВИЧ/СПИДом — все пациенты у нас обеспечиваются лекарствами бесплатно. К сожалению, сегодня мы пользуемся в основном зарубежными лекарствами, однако мы рассчитываем, что отечественные фармпроизводители начнут выпуск таких препаратов на территории нашей страны, что значительно снизит цену на них».
Как говорит доктор Галло, несмотря на то, что эпидемию СПИДа удалось сдержать в некоторых странах Африки, ситуация все равно остается очень тревожной. Лекарства от этой болезни доступны далеко не во всех уголках нашей планеты. К тому же все более актуальными становятся так называемые сочетанные инфекции — ВИЧ и туберкулез, ВИЧ и хронический гепатит, ВИЧ и лимфома... «По лечению ряда этих инфекций мы, увы, пока еще не продвинулись, однако сейчас в мире идет огромное количество исследований. И многие препараты и вакцины уже вышли на стадию клинических исследований».
— Не будем себя обнадеживать — пока еще эпидемия ВИЧ не поддается контролю, — рассказывает доктор Хосе Эспарза, старший советник по вакцинам против ВИЧ фонда Билла и Мелинды Гейтс (США). — Сегодня в мире ВИЧ инфицировано 2,5 миллиона человек, только в США ежегодный прирост этих пациентов составляет 50 тысяч человек. Да, сегодня появляются различные механизмы борьбы с эпидемией, мы работаем над вакциной против ВИЧ. Однако даже если мы ее разработаем, вряд ли мы сможем препятствовать распространению заболевания в самых бедных странах мира».
ВИЧ — и все-таки он есть!
Тем временем работа над вакциной против ВИЧ кипит в разных странах мира. И несколько раз уже удавалось выходить на стадию клинических исследований у людей. Однако пока, увы, очевидных успехов в этом вопросе не достигнуто. Но никто и не думает опускать руки — поиск новых молекул идет постоянно. Как признался «МК» доктор Роберт Галло, уже в августе следующего года состоится первая фаза клинических исследований очередной противоспидной вакцины. Пока ученые будут изучать ее безопасность (исследования на обезьянах уже завершились, и их результаты вполне вдохновляющие). Остановить исследования может разве что нехватка финансирования.
И тем не менее в научных кулуарах звучит мнение, что прививка от СПИДа никогда не будет изобретена — просто потому, что это невыгодно «биг фарме», делающей хорошие прибыли на производстве антиретровирусных лекарств. Выслушивая такие аргументы, Роберт Галло лишь смеется. «Многие годы я занимаюсь разработкой вакцины, но никогда еще не испытывал давления со стороны фармпроизводителей. Разработка прививки от ВИЧ — процесс сложный, требующий долгого времени. И жизнеспособную вакцину способно придумать и воплотить в жизнь только академическое сообщество, а никак не коммерческие производители. Однако если она появится, это принесет пользу всем, в том числе и фармацевтическим гигантам. Именно поэтому они проявляют к нашим исследованиям большой интерес». «Представители «биг фармы», напротив, лишь стимулируют развитие наших исследований. Например, компания «Мерк» сотрудничала с нами во время тестирования эффективности одной из вакцин — хотя эта компания являются производителем антиретровирусных лекарств. Кроме того, в исследовании одной из разработок участвовала компания «Санофи Авентис». Исследования проходили в Таиланде в 2009 году, в них приняло участие более 16 тысяч человек. Но вакцина, увы, продемонстрировала низкую степень эффективности — лишь 31%, что слишком мало для ее применения в практическом здравоохранении. Однако это дало толчок новым исследованиям. У нас появляется все больше знаний в этой области, а это означает, что эффективная вакцина может быть разработана в ближайшие годы. Наша задача — сократить уровень заболеваемости до нуля».
Кстати, в последние годы околонаучное сообщество спекулирует и на другой «сенсации» — якобы вируса СПИДа не существует вовсе, это всего лишь фантом и средство для различных спекуляций. «Даже предполагать такое — смешно, — говорит первооткрыватель вируса Роберт Галло. — Он существует, и это давно доказано. А в Интернете многие пишут и о том, что мы никогда не высаживались на Луну, а у России нет спутников. И что же теперь — верить этому бреду? К сожалению, остановить то безумие и глупость, которую сегодня пишут во Всемирной паутине, невозможно. Не исключено, это делают люди, у которых диагностировали ВИЧ, — и их истории расходятся огромными «тиражами».
Снижение вреда полезно не для всех
Пока нет вакцины, профилактику ВИЧ проводят самыми различными способами. И подход к ней в разных странах серьезно различается. Например, российские власти не поддерживают так называемых мер «снижения вреда», популярных во многих странах мира. Речь идет о раздаче группам риска (наркоманам, проституткам) шприцов, легких наркотиков, презервативов. «Наша профилактика строится на других ориентирах. Мы выступаем за пропаганду семейных ценностей, за ведение с населением разъяснительной работы. К тому же стерильные шприцы стоят в наших аптеках копейки и доступны повсеместно, так что нет никакого смысла раздавать их бесплатно», — говорит Алексей Хрипун.
Тем временем в Америке программы снижения вреда весьма популярны. «Мы в этом вопросе придерживаемся другой точки зрения и считаем, что раздача чистых шприцев способствует предотвращению дальнейшего инфицирования людей», — говорит доктор Галло. «Это, конечно, не решает всех проблем, но мы думаем, что любой способ, который может сократить эпидемию, должен использоваться», — добавляет Хосе Эспарза.
— Меры профилактики должны ориентироваться на культурные традиции страны. И России, а также странам Восточной Европы, как показывает практика, стратегия по раздаче шприцов не подходит. Те регионы РФ, где были реализованы такие программы, сегодня демонстрируют наибольшие темпы прироста заболеваемости, — считает Алексей Мазус.
Доктор Мазус отмечает, что России повезло — эпидемия СПИДа докатилась до нас уже тогда, когда доктор Галло открыл вирус (в Америке к тому времени от этой болезни уже умерли тысячи человек). «Теоретически Москва должна была стать самой пораженной от ВИЧ-инфекции — у нас же огромное количество мигрантов, здесь сосредоточены транспортные потоки... Но сегодня у нас уровень заболеваемости ниже среднероссийского. И в последние 6–7 лет мы наблюдаем стагнацию — несмотря на прирост приезжих из стран ближнего зарубежья», — говорит Алексей Мазус.
Ежегодно на проблему ВИЧ-инфекции из бюджета города выделяются значительные финансовые средства, которых достаточно не только для полного охвата населения мегаполиса диагностикой, но и для лечения ВИЧ-инфицированных, а также на проведение профилактических мер среди горожан. Например, в этом году консолидированный бюджет выделил на диагностику и лечение ВИЧ около 2 миллиардов рублей. В прошлом году в столице на ВИЧ-инфекцию обследовано 3,8 млн человек, а за 6 месяцев 2013 года — уже 2,1 млн. Иными словами, тесты на ВИЧ ежегодно проходит каждый четвертый москвич — этот показатель считается самым высоким в мире. Кроме того, антиретровирусную терапию за счет бюджета сегодня получают 9,8 тысячи москвичей. Еще одно серьезное достижение столицы касается предупреждения передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов. Еще в 2001 году городское правительство приняло программу доступа всех ВИЧ-инфицированных беременных к профилактическим программам. В итоге у 98% ВИЧ-инфицированных беременных москвичек, которые своевременно обратились за помощью, дети рождаются здоровыми.
Впрочем, в будущем году, не скрывают власти, с лекарственной терапией ВИЧ-инфицированных могут возникнуть проблемы. Нуждаться в ней будет уже 17 тысяч человек, что потребует значительного увеличения расходов. Импортные лекарства стоят очень дорого, поэтому если наша «фарма» не сможет освоить выпуск отечественных лекарств, придется закупать или дешевые аналоги, или препараты предыдущих поколений.
Прививка от гриппа станет универсальной?
...Разумеется, на конференции обсуждали проблемы, связанные и с распространением других вирусных заболеваний — хронических гепатитов, гриппа, ветрянки... Создание и увеличение доступности вакцин от многих из них — тоже одна из важнейших проблем современной вирусологии. «Задача номер один сегодня — это разработка вакцины от гепатита С. Как известно, вакцина от гепатита В изобретена еще в 1980-х годах прошлого века, однако общедоступной она стала лишь через тридцать лет. Поэтому мы вынуждены констатировать, что многие вакцины уже созданы, но из-за высокой стоимости они по силам не каждому государству. Например, мы считаем своей задачей увеличение доступности таких вакцин, как от вируса папилломы человека, который вызывает рак шейки матки; от малярии, от кори, ротавируса», — говорит Хосе Эспарза.
— Я считаю одной из самых актуальных проблем современной вирусологии создание универсальной вакцины от гриппа. Сейчас противогриппозную вакцину приходится ежегодно изменять из-за циркулирования различных штаммов вируса, однако недавно сделано открытие, что в каждом вирусе гриппа есть неизменное звено, что очень важно. Так что я считаю создание универсальной противогриппозной вакцины не только возможным, но и задачей, которая будет реализована уже в ближайшие годы. Сегодня уже достигнуты определенные результаты, которые вызывают воодушевление», — сказал обозревателю «МК» доктор Галло.