Российские врачи выгорают

«МК» узнал, почему медики ведут себя агрессивно

Дикий случай в Перми потряс всю страну — анестезиолог Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Андрей Вотяков до смерти избил пожилого пациента в реанимации. Скандальная история обрастает новыми подробностями: стало известно, что жертв у неуравновешенного эскулапа может быть несколько.

«МК» узнал, почему медики ведут себя агрессивно

С заявлением в Следственный комитет по Пермскому краю обратилась еще одна пациентка доктора Вотякова: 64-летняя женщина, перенесшая шунтирование и послеоперационный инфаркт, утверждает, что едва не погибла после того, как разъяренный врач со словами «сдыхаешь — вот и сдохнешь, сейчас выкину тебя на свалку!» отключил ее от аппаратов жизнеобеспечения и выставил в коридор.

Почему врачи ведут себя так агрессивно? Как выяснил «МК», причиной может быть синдром эмоционального выгорания, который, как выясняется, в первую очередь поражает людей таких профессий, как врачи и учителя.

Синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) психологи называют состояние, чаще всего возникающее из-за хронического напряжения в профессиональной деятельности. Симптомы — эмоциональное истощение, потеря интереса к работе, обезличенное, холодное, а порой и агрессивное отношение к коллегам, а в случае врачей — и к пациентам. Ведь СЭВ чаще всего встречается у врачей, медсестер, учителей, психологов, соцработников, спасателей и поражает от 30 до 90% представителей этих профессий. Таковы данные академика РАМН Павла Сидорова.

Недавно на одной из медицинских конференций провели опрос собравшихся на ней эндокринологов — симптомы начинающегося или уже далеко зашедшего выгорания обнаружили у себя 90% эскулапов. Проблема эмоционального выгорания не нова. Однако лишь с конца 70-х годов прошлого века о ней заговорили как о болезненном явлении, отклонении, требующем помощи и вмешательства. Сегодня СЭВ включен в международную классификацию болезней. Симптомы СЭВ: подавленность, раздражительность, ощущение «отгороженности» от окружающих людей, одиночества, отсутствия поддержки. А еще — потеря интереса к работе. «Причем именно специалисты, работающие с больными хроническими заболеваниями, находятся в группе особого риска по этому фактору: в отличие от врачей многих других специальностей, которые видят конкретный результат своей работы и могут на него влиять, между действиями, например, эндокринолога и здоровьем его пациента связь весьма опосредованная, многое зависит от пациента. А пациент зачастую не желает брать на себя ответственность и требует исцеления от врача», — говорят психологи.

Причинами эмоционального выгорания могут стать как условия работы, так и индивидуальные особенности человека. Но чаще всего причиной становится высокая нагрузка, жесткий регламент работы, недостаток отдыха — с этими факторами врачи сталкиваются особенно часто. «Хотелось призвать руководителей медучреждений не пренебрегать профилактикой эмоционального выгорания своих сотрудников. А медработникам можно рекомендовать больше участвовать в профессиональных конференциях, образовательных программах, а также не ограничивать свои интересы одной лишь работой и не забывать о периодической смене обстановки. Это позволит повысить качество жизни не только себе, но и пациентам», — считают специалисты.

...Профессия врача тем временем стала одной из самых вредных в стране. Так, медицинские работники сегодня занимают 5-е место по распространенности профзаболеваний, опережая даже работников химической промышленности. А выявляют их лишь в каждом десятом случае!

Первое место среди профессиональных заболеваний медработников стабильно занимают инфекционные — их вклад составляет 80% от всего числа. Наиболее серьезную опасность представляют инфекции, передаваемые с кровью, которыми медработники могут заразиться при уколе или порезе острым инструментом. В прошлом году в РФ около 2 тысяч медработников прошли постконтактную профилактику, т.е. профилактический курс приема антиретровирусных препаратов после травмы и контакта с кровью пациента, заведомо инфицированного ВИЧ. И это лишь верхушка айсберга. Никто не подсчитывал количество заражений гепатитами В и С. При этом, по статистике, риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, гепатита B — от 3 до 10%, а гепатита С — до 3%.

В развитых странах этой проблеме уделяют внимание уже многие десятилетия. К примеру, в США действует закон, обязывающий медучреждения использовать безопасные медицинские устройства и изделия (иглы, катетеры, хирургические инструменты и пр.). Например, сегодня есть полые иглы, при использовании которых частота случайных уколов сокращается на 70—90%. В странах ЕС такие же меры безопасности предусмотрены специальной директивой Евросоюза. Но в России таких норм пока, увы, нет. Эксперты надеются, что и в нашей стране скоро появится техрегламент о безопасности колюще-режущих медицинских изделий, который пока разрабатывается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру