Не в бровь, а в глаз
С помощью этого аппарата количество операций можно увеличить в разы, а время их проведения существенно уменьшить. Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней стал первой в стране государственной клиникой, получившей доступ к работе с технологиями такого уровня.
В прошлом году уфимские специалисты увидели фемтосекундный лазер на международных выставках в Вене и Милане, а помогли приобрести чудо техники меценаты благотворительного фонда «Урал».
На ежегодную конференцию съехались делегации из многих регионов России, а также гости из Индии, Японии и Германии. И главным событием съезда стали трансляции в режиме онлайн «живой хирургии» — за ходом операций с использованием нового оборудования участники следили из зрительного зала и после этого могли задать вопросы хирургам.
Главная отличительная особенность системы — врачи получили возможность с помощью одного аппарата проводить операции и на роговице, и на хрусталике — раньше это было недоступно.
— Такие высокотехнологичные системы работают всего в пяти-шести научно-исследовательских клиниках Америки и Западной Европы, — говорит главный врач уфимского НИИ Зулейха Марванова. — А наш институт единственный в стране является еще и обучающей площадкой.
Аппаратура снабжена видеокамерами, которые могут как транслировать картинки по Интернету, так и просто вести запись. Это значит, что студенты смогут просматривать процедуру снова и снова.
Во время конференции съехавшиеся со всей страны хирурги дивились новым возможностям уфимских медиков. По словам участников конференции из других российских регионов, они видели подобное оборудование только в Абу-Даби. А теперь их уфимские коллеги сделали уже порядка пятидесяти операций с использованием новой техники.
— В Москве такие технологии начали применять только полгода назад, — добавил один из участников конференции. — Но теперь и в Уфе пациенты могут быть уверены в хорошем зрении после хирургического вмешательства. Благодаря современным технологиям пациенты не просто возвращают себе зрение, а получают еще более высокий уровень зоркости, которого у них, быть может, никогда и не было.
Работа без шума и пыли
Благотворительный фонд «Урал» не только помог приобрести уникальный аппарат, но и создал всю необходимую для работы инфраструктуру. Давая согласие на реализацию этого проекта, председатель совета благотворительного фонда Муртаза Рахимов поставил два условия: обеспечить высокое качество закупаемой техники и запустить весь комплекс в минимальные сроки. О том, что этот лазер четвертого поколения является самым современным оборудованием, свидетельствует факт, что в Уфе он появился первым в России, после получения всех сертификационных документов. А скорость реализации проекта удивила даже представителей немецкой фирмы-производителя. Благотворительный фонд «Урал» дал свое согласие на участие в модернизации НИИ глазных болезней в конце декабря 2012 года, в феврале этого года начали отгрузку оборудования и реконструкцию помещений, а уже в мае врачи института приступили к выполнению первых операции на новой установке.
— Благотворители помогли полностью реконструировать наши операционные, закупили новое оборудование, — рассказывает доктор Марванова. — Ведь для лазера нужно создать все условия: соблюдать определенную температуру и влажность в операционной, установить правильную систему вентиляции.
Самой популярной операцией на этом аппарате стало удаление катаракты.
— Год от года по всему миру растет количество пациентов с этой патологией. И если в прошлом году мы провели порядка 12 тысяч операций на хрусталике, то теперь количество их увеличится, — продолжает главврач.
Появилась возможность увеличить и поток пациентов, ведь вся процедура теперь занимает 10—15 минут, что значительно меньше временных показателей ультразвуковых аппаратов.
— К тому же человеческая рука мануально не может выполнять такие точные действия, как вскрытие капсулы, разрезы тканей, — объясняет Зулейха Марванова. — Теперь же мы делаем разрезы таким образом, что ткани при давлении наслаиваются друг на друга, оставляя «шов» сухим. Осложнений после процедуры теперь практически нет. Процесс заживления проходит гораздо легче и быстрее, никаких отеков на лице не будет, а значит, пациент может быстрее вернуться к работе.