«Рекламу лекарств в СМИ надо запретить»
Это еще один посыл обществу министра здравоохранения Вероники Скворцовой: «Реклама лекарств должна исключаться», — сказала министр на одной из пресс-конференций. Это заявление, судя по всему, не лишено перспективы. В минувшем марте с аналогичной инициативой выступило Правительство России и поручило Минздраву и Федеральной антимонопольной службе проработать законопроект, запрещающий рекламу лекарств в СМИ. Какие меры будут предприниматься, если такой закон будет принят, Скворцова не уточнила. Известно лишь, что реклама лекарств подпадет под запрет вслед за табаком и алкоголем.
По оценкам экспертов, если запрет на рекламу лекарственных препаратов вступит в силу, средства массовой информации могут недосчитаться $1,2 млрд, которые сейчас тратят фармацевтические компании на продвижение своей продукции в российских СМИ. Кстати, общий объем рекламного рынка в денежном выражении в первом квартале 2013 года составил 71 млрд рублей. Рынок вырос на 14% — с 62 млрд рублей, но реклама в печатных СМИ сократила свои объемы на 5% — с 8,7 до 8,3 млрд рублей (это данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). На снижении рекламных доходов сказался запрет на рекламу алкоголя в Интернете и печатных СМИ, который начал действовать с 1 января 2013 года. В денежном выражении потери печатных СМИ к концу 2013 года оцениваются в 2,5 млрд рублей.
Это не первые шаги, предпринимаемые правительством для того, чтобы запретить рекламу лекарств: с 1 июля 2013 года в силу вступит приказ Минздрава, запрещающий врачам писать названия препаратов в рецептах. Прописывать больным врачи должны будут только действующие компоненты лекарства, а пациенты уже в аптеках смогут выбрать лекарства по своему усмотрению. За нарушение приказа Минздрава врачи будут привлекаться к административной ответственности.
КСТАТИ
Согласно официальным данным, с 1 декабря 2012 года услугами электронной записи на прием к врачам воспользовались 7 млн россиян.