Мы — не Америка и даже не Европа, но...
«Обустроить» медицину по всем статьям и в каждом населенном пункте после тотального развала быстро вряд ли удастся. Во-первых, потому, что здравоохранение в нашей стране, включая и советские времена, финансировалось по остаточному принципу. 3,6–3,8% от ВВП на все 140 миллионов россиян! Это крайне мало. Сейчас доля госрасходов на эту отрасль (впервые!) составляет порядка 4% от ВВП. Для сравнения: в Европе, Америке и в других развитых странах на эти цели выделяют до 15% от ВВП.
Но мы — не Америка и даже не Европа. Правда, в последние годы, особенно с введением «медведевского» нацпроекта «Здоровье», лед тронулся. По официальным данным, только с 2010 по 2012 г. финансирование системы здравоохранения России выросло более чем на 6%.
— Беспрецедентная сумма, — оценил щедрый жест государства сам председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на расширенной коллегии Минздрава в минувшую пятницу. «Сегодня есть достаточное финансирование здравоохранения, какого в современной России никогда не было», — сказал он.
И это действительно так. Миллиарды потрачены на закупку высокотехнологичного медоборудования взамен изношенного до крайности. Что, конечно, правильно: общество стареет, а болезни молодеют, и «страшных» заболеваний становится все больше. Много денег ушло и на ремонт (в прошлом году капитально отремонтированы 2,5 тыс. медучреждений), завершено строительство более 70 новых объектов. И что особенно важно, введены в эксплуатацию 5 новых высокотехнологичных федеральных центров (сердечно-сосудистой хирургии в Перми и Калининграде; нейрохирургии в Новосибирске; центры травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленске и Барнауле). За 2012–2013 годы лечение в них получили 8950 больных. (Более 40% всех трансплантаций почки в стране производилось на региональном уровне.)
Все это — большой плюс: теперь многим жителям Сахалина, Сибири и других удаленных от столицы областей не надо ехать в Москву, чтобы сделать, например, МРТ, КТ или другие серьезные обследования. Правда, по нацпроекту «Здоровье» планировалось ввести не 5, а 14 таких центров по стране. По заверению Скворцовой, «создание таких центров продолжится в ближайшие годы в рамках реализации региональных программ развития здравоохранения». Но следовало бы уточнить: если будут деньги.
«Томографов по-прежнему не хватает»
Без денег, как говорится, ни туды и ни сюды. Мощнейшая программа модернизации здравоохранения, начатая в 2011 году и продолжающаяся, кажется, до сих пор, была подкреплена беспрецедентным госфинансированием. Что и позволило многие больницы, родильные дома, другие медучреждения оснастить новым оборудованием, в том числе и суперсовременным. Но томографов, ангиографов и прочих компьютерных аппаратов по-прежнему не хватает: во многих регионах на них огромные очереди. И эти обследования делают платно, пытаясь хоть как-то заткнуть финансовые дыры в своих медучреждениях. Что тоже не от хорошей жизни, бюджеты регионов, исключая разве что Москву, значительно более «жидкие» и денег на медицину отпускается мало. Да и новейшая медаппаратура кое-где продолжает пылиться без применения: к ней врачи не знают, как подступиться.
И все же хорошо, что в целом, как отметила министр, «фондооснащенность государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения за 2012 год увеличилась на 60% по сравнению с 2011 годом». Со временем это поможет повысить качество и доступность медицинской помощи людям. Но необходима и дальнейшая финансовая поддержка. Тем более что в прошлом году впервые разработана Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на трехлетний период. В программу включены нормативы объемов финансирования медицинской помощи по профилактике и диспансеризации населения, неотложной и паллиативной помощи. Программа будет действовать 3 года. А что дальше? История умалчивает. Конец бесплатной медицинской помощи пожилым россиянам, учитывая их крайне скудное финансовое положение, может означать их физический конец...
Туберкулез «поднимает голову»
Наконец в госпрограммах отдельной строкой прописана диспансеризация работающих граждан. И за минувший год врачи бесплатно осмотрели более 2,7 млн человек. Конечно, это капля в море, если говорить обо всей России. Но именно во время таких осмотров было выявлено более 430 тыс. новых случаев заболеваний у людей, считающих себя абсолютно здоровыми. Причем 860 новых случаев — только злокачественных новообразований! Но на первом месте все же болезни сердца (почти 76 тыс. случаев с артериальной гипертонией и 11 тыс. случаев с ишемической болезнью сердца). Дальше идет сахарный диабет (более 5960 случаев) и 135 случаев туберкулеза. Последнее просто повергает в шок: в советское время, как известно, туберкулез был побежден окончательно. Откуда он берется сегодня? Врачи показывают на мигрантов, «сплошь не обследованных», и бомжей — тоже примета новой России.
Именно эти шокирующие результаты заболеваний и сподвигли Минздрав разработать программу масштабной диспансеризации населения страны. Ее цель — выявить заболевания и уменьшить риск их развития. Особенно такие факторы риска, как курение, ожирение, повышенное артериальное давление, нарушение липидного обмена, низкая физическая активность. Каждого пришедшего на диспансеризацию не только проконсультируют, но и в случае необходимости направят на уточняющую диагностику с помощью современных эндоскопических, томографических, лабораторных и других методов углубленного обследования.
Конечно, раз уж процесс диспансеризации пошел, очень важно не свернуть в сторону: проводить ее не формально. Только в этом случае она поможет и выявить заболевания на раннем этапе, и оздоровить население, и снизить смертность, о чем говорили с трибуны участники коллегии. Акцент ими сделан не случайно: осмотры всего населения России потребуют от регионов новых финансовых вложений. Ведь на чем-то надо добираться до жителей удаленных районов. Нужны мобильные профилактические комплексы. В 2012 году их закуплено 187, и это на всю страну! Маловато будет. Запланировано приобрести еще более 260 мобильных комплексов, но в рамках региональных программ развития здравоохранения. То есть если будут на это деньги.
Куда исчезают медсестры?
Кадры в медицине, пожалуй, отдельная тема. Как следует из доклада Минздрава, «за последние годы дефицит врачей снизился до 40 тыс. человек, тогда как дефицит средних медицинских работников вырос до 270 тысяч». И все же дефицит врачей по стране огромный, не хватает почти 30%. «Этот дефицит мы могли бы компенсировать за 4 года, — говорит Вероника Скворцова. — Однако за минувшие десятилетия в отрасли сложились грубые кадровые диспропорции. Острая нехватка одних (по анестезиологии-реаниматологии — дефицит 33%, по онкологии — 14%, по наркологии — 32%, по патологической анатомии — 35%, по педиатрии — 27%, по фтизиатрии — 33%) и избыток других». Такой же дисбаланс и в сельской местности.
Лишь к 2018 году предполагается «гармонизировать» положение с кадрами. И то «при условии сохранения существующих объемов подготовки в вузах и увеличения доли целевой подготовки в интернатуре и ординатуре». Есть надежда на спасение путем целевой контрактной подготовки медицинских кадров, но неизвестно, когда эта система может заработать в полную силу.
А вот куда исчезает средний медперсонал? Специалистов со средним медицинским образованием выпускается около 63 тыс. человек в год. И их трудоустройство составляет 90–95%. Однако уже к окончанию первого года работы в отрасли остаются лишь 20%. Куда они убегают? Ответ, как кажется, лежит на поверхности: низкая зарплата заставляет юношей и девушек с медицинскими дипломами искать более высокие заработки в других профессиях. На 5 и даже 10 тысяч в месяц прожить сегодня невозможно. А начальная зарплата медсестры может составлять 2–3 тыс. рублей.
«Устранить существующий дефицит средних медработников возможно не ранее чем через 5–7 лет», — предположила министр. И то «при условии увеличения приема на учебу на 50%, т.е. до 90 тыс. человек в год (так было 20 лет назад), в том числе целевого приема — до 50% от общего числа поступающих. А «также при условии реализации субъектами РФ мер социальной поддержки данной категории медицинских работников».
Кстати, согласно Указу Президента РФ, оплата труда врача к 2018 году должна достичь размера, двукратно превышающего среднюю зарплату по региону, а среднего медперсонала — сравняться со средней по региону. Но до 2018 года надо еще дожить. А пока...
В ряде регионов, как стало известно на коллегии, «в начале этого года было допущено временное снижение уровня зарплаты в связи с поздним принятием нормативных актов и недостаточно проработанными решениями тарифных комиссий субъектов РФ». На этот факт Дмитрий Медведев обратил особое внимание. Он просто потребовал использовать стимулирующие меры для привлечения специалистов на село. Между прочим, в 2013 году на эти цели выделено 2 миллиарда рублей — для более 4 тысяч новых врачей, готовых переехать в сельскую местность. «С начала года эта работа идет вяло, — подчеркнул Медведев. — Только 50 врачей получили соответствующие выплаты. И еще: в I квартале почти в трети регионов уменьшился фонд оплаты труда работников участковой службы и фельдшерско-акушерских пунктов». И напомнил чиновникам об ответственности:
— Обращаюсь к руководителям региональных органов здравоохранения. Здесь необходимо навести порядок и восстановить выплаты до конца мая. Тех, кто не сделал то, что нужно, привлечь к ответственности.
От отравления алкоголем умирать стали реже
И не только от этого. В последние годы наконец началось сокращение общего числа умерших россиян (в 2012 году, например, смертность уменьшилась на 26,2 тыс. человек. По мнению министра, такое стало возможным из-за снижения заболеваний по всем основным группам: болезням системы кровообращения — на 2,6%, по туберкулезу — на 12,2%, по болезням от внешних причин — на 4,9%, в т.ч. от случайных отравлений алкоголем — на 14,6%, по онкозаболеваниям — на 0,7%. Цифры небольшие, но прогресс, пусть и небольшой, налицо. Что обнадеживает.
Но вот при всех жестких мерах и запретах, предпринятых в последнее время, гибнуть на дорогах стали еще чаще (в прошлом году на 2,3% больше, чем в 2011-м). Хотя врачам и удалось снизить госпитальную летальность и сократить среднее время доставки пострадавших в травмцентры. По мнению Скворцовой, важнейшая межведомственная задача — мотивировать водителей к ответственному поведению с помощью психологических установок и поведенческих моделей... Но жизнь показала: российского водителя-лихача к соблюдению правил эффективнее всего «мотивируют» штрафы. Заставили же, и очень быстро, всех автовладельцев пристегиваться ремнями и останавливаться у перехода-зебры.
Рождаемость — еще один бесспорный показатель правильности политики государства в отношении медицины. Материнский капитал, пусть и не столь великий (всего-то 400 тысяч рублей, причем одноразовый), мгновенно «промотивировал» россиянок к рождению второго ребенка. И, о счастье, «в 2012 году повысилась рождаемость в России на 5,6%», как было сказано в докладе министра. «Сыграли роль не только социальное стимулирование семей к заведению ребенка, но и весь комплекс мер по охране материнства и детства. В том числе и организация службы психологического консультирования беременных женщин, особенно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что позволило снизить число абортов на 53,9 тыс. (на 5,5% за 1 год!).
На 20% выросло и число тех, кто прибег к помощи ЭКО. В результате у 12 296 женщин, получивших ЭКО, родилось более 3 тыс. детей.
И реже умирают новорожденные. По мнению ВОЗ, показатели младенческой и материнской смертности являются индикаторами, по которым можно судить о зрелости и эффективности национальной системы здравоохранения. Самый низкий показатель младенческой смертности за всю историю нашей страны был зафиксирован в 2011 году — 7,4 на 1000 родившихся живыми. А за 12 месяцев 2012 года достигнуто беспрецедентное снижение материнской смертности (на 18,5%), а в 25 регионах достигли уровня развитых европейских стран.
Москва для Минздрава как отдельное государство?
Разговоры о том, что лечить надо по строгим стандартам, а не как бог на душу положит, ведутся уже не одно десятилетие и при многих министрах здравоохранения. Но и здесь лед тронулся: Минздрав вместе с другими приглашенными специалистами разработали 60 порядков оказания медицинской помощи и 797 стандартов медицинской помощи по всем классам заболеваний и видам медпомощи.
Стандарты, как надеется министр, «позволят обеспечить должный уровень качества оказываемых медицинских услуг, а также рациональное использование финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели». Одно из важнейших новшеств в этом ряду — полис ОМС теперь действует на всей территории страны вне зависимости от того, на территории какого субъекта РФ он выдан. Правда, получить высокотехнологичное лечение в ведущих клиниках, например, Москвы приезжему человеку из региона, даже имеющему полис ОМС, пока можно только по квоте. А квоту надо еще добыть...
То же самое и с первичной медико-санитарной помощью «шаговой доступности». Очень хорошо, что в села вернулись фельдшерско-акушерские пункты. Спасибо программе модернизации, позволившей еще и отремонтировать, оснастить оборудованием медучреждения на селе. Но в Москве, например, эта первичная помощь населению скорее отдаляется, чем приближается: поликлиники объединяют по нескольку штук в одну. И на прием к узким специалистам теперь надо добираться на транспорте, зачастую с пересадкой, что крайне неудобно пожилым больным людям.
Но о московском здравоохранении в докладе министра здравоохранения не было сказано ни слова. Хотя сегодня в столице, по некоторым данным, уже обитают до 20 млн. человек (каждый седьмой россиянин!) со всеми вытекающими отсюда проблемами получения медицинской помощи. Но Москва для Минздрава, наверно, как отдельное государство.
В докладе не было ни слова и об опыте работы конкретных клиник, и о личностях в медицине новой России. А они, конечно, есть. И рассказывать о них надо. Мы, журналисты, тоже больше цепляемся за негатив. Такое время. Да и перемены в медицине только начинаются.
«Лиха беда начало! — говорится в древней пословице. — Всякое начало трудно; но стоит только начать, а там все как по маслу пойдет». Будем надеяться.