Сегодня его детище, Национальная медицинская палата (НМП), объединяет более 80 организаций и много тысяч медиков по всей стране. И, видимо, настал момент, когда палата стала представлять серьезную угрозу для власти. Слишком много требуют эти врачи, слишком часто им стали идти на уступки... В общем, вместо продолжения диалога с рядовыми медиками «наверху» объявили о создании нового «Общества врачей России», которое поддерживается властью. Достойное решение в стиле бывшего министра здравоохранения Татьяны Голиковой...
Такое уже случалось. Пару лет назад Голикова выступила на съезде «карманного» Российского медицинского общества (РМО), реанимированного ею для противовеса еще только набиравшей силу Нацмедпалате: «Как приятно, что наконец-то появилась организация, на которую можно положиться и с которой можно вести диалог».
«Диалог и вправду велся целых два года — но за это время никто так и не увидел ни одного конкретного дела этой организации. Диалог был прерван отставкой Голиковой, после чего академик Чазов сложил с себя полномочия президента РМО», — рассказывает президент НП «Национальное агентство по безопасности прав пациентов и независимой экспертизе», профессор Алексей Старченко.
Сегодняшнюю ситуацию многие медики называют «фарсом». Раскол во врачебное сообщество вот-вот внесет теперь уже «Общество врачей России» — некий ребрендинг РМО (по крайней мере если судить по аналогичному руководящему составу). «Новая должность экс-министра — новые отношения с медсообществом. Они позиционируют себя как новую организацию, но вновь не во благо врачебного сообщества, а в противовес уже работающей Нацмедпалате. Сможет ли новая вывеска наполнить работу организации содержанием? Думаю, нет!» — говорит Старченко.
Тем временем новое общество уже провело съезд, где присутствовало якобы 400 делегатов из профессиональных медицинских сообществ (в зале, рассчитанном на 130 мест). И хотя общество еще формально не создано, было доложено о поступлении уже 28 тысяч вступительных заявлений от медиков. А еще было зачитано приветствие съезду от самого Путина (текста приветствия на сайте президента почему-то при этом нет). Лично поприветствовал создание новой организации председатель комиссии по соцполитике Совета Федерации Рязанский, не без вмешательства которого Христо Тахчиди выгнали из федоровского центра.
Впрочем, у нас есть основания сомневаться в том, что врачи вступают в новое общество добровольно. В распоряжение «МК» попало письмо-рассылка от секретаря Российского научного медицинского общества терапевтов его членам: «Просим вас поддержать вопрос об образовании Общества врачей России. Вопрос инициирован Минздравом и согласован в Правительстве». Как оказалось, вопрос не был инициирован Миздравом и не поддерживался правительством.
...Чем же так насолила кому-то Нацмедпалата? Да многим. Лишь благодаря ее усилиям удалось перенести рассмотрение, а потом существенно изменить скандальный Закон об основах охраны здоровья граждан. НМП встала на защиту Российской детской клинической больницы; 31-й больницы в Санкт-Петербурге; пермских врачей Руссковых, обвиняемых по уголовному делу; доктора Яхонтова из Татарстана, которого обвинили в педофилии, доктора Тахчиди. НМП добилась повышения стипендии ординаторам и интернам. Решен вопрос о возвращении льгот врачам на селе. Во многом благодаря ее усилиям Минздравсоцразвития РФ наконец разделили, а пост министра здравоохранения занял врач.
Узнав о создании нового общества, Нацмедпалата сразу же предложила ему объединить усилия, а пост президента НМП Леонид Рошаль уже в который раз предложил академику Чазову. Но в ответ — пока тишина.
«Нацмедпалате удалось объединить наибольшее количество врачей, привлечь к работе врачей периферийного здравоохранения, много профессиональных обществ по специальностям... Это единственный цивилизованный путь влияния медицинского сообщества на процессы реформирования и развития здравоохранения. И создавать параллельную структуру с теми же целями и задачами, которой предстоит пройти тот же путь в три года, неразумно. Данная инициатива только существенно задержит решение насущных для медицинского сообщества проблем», — с таким заявлением в СМИ выступил член-корреспондент РАН Христо Тахчиди.
— Вместо консолидации нам опять предлагают конфронтацию, да еще со ссылкой на якобы имеющуюся властную поддержку, а не на демонстрацию конкретных дел и достижений, — стиль, который вызывает только раздражение и неприятие! Нам нужны рабочие органы, а не очередные парадные президиумы, состоящие из чиновников и приближенных к ним «свадебных генералов», — возмущен Старченко.
— Любое общество, создающееся под эгидой государства, по сути карманное, — говорит Евгений Костюшов, главрач Сертолотовской ЦРБ (Ленинградская обл.). — Сегодня НМП — единственное действующее общество медиков, добивающееся конкретных результатов. Здесь слышат мнение каждого сельского врача. НМП могла бы стать спасательным кругом для нашего здравоохранения в его море нерешенных проблем. Жаль, что создется организация типа карманной, где будут слушать власти с открытым ртом и голосовать как прикажут.