Использование крови доноров — не единственный способ обеспечить медицину столь ценным материалом. Метод, о котором пойдет речь, хотя и существует уже семьдесят лет, до сих пор смущает и медиков, и тем более простых обывателей.
Немногие знают, что этот метод относится к числу научных открытий, которыми не принято гордиться вслух. По крайней мере до сих пор он не получил широкой огласки, и мало кто, кроме специалистов, знает о его существовании. В медицинском просторечье этот метод называется — переливание трупной крови.
Первые исследования в этом направлении проводились еще в начале прошлого века. В 20-х годах харьковский профессор Шамов ставил эксперименты на собаках: обескровленным животным переливалась кровь их мертвых сородичей. В ходе этих опытов было установлено, что кровь не теряет своих свойств в течение 6—11 часов после смерти, оставаясь нетоксичной, стерильной и способной выполнять свои физиологические функции.
Специфической особенностью такой крови является свойство фибринолиза. Через несколько минут после вытекания из сосудистого русла трупная кровь свертывается, а через несколько часов развертывается и остается в жидком состоянии постоянно (поэтому такую кровь и называют фибринолизной).
Метод переливания трупной крови человеку был впервые реализован профессором С.С.Юдиным. В 1930 году Юдин, являвшийся тогда главным хирургом Московского НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, успешно осуществил переливание крови от трупа человеку с целью спасения жизни пострадавшего, доказав тем самым, что трупная кровь может функционировать в условиях человеческого организма.
Ночью 23 марта в институт в критическом состоянии привезли мужчину после попытки суицида. Самоубийца перерезал себе вены и артерии на руках и умирал от потери крови. Чтобы спасти его, необходимо было срочно восполнить кровопотерю. Незадолго до этого в институте скончался пожилой мужчина… Юдин принял решение перелить пострадавшему кровь умершего. В кровь был добавлен физраствор из расчета 150—200 мл физраствора на 800—850 мл крови. После введения полученного состава состояние пострадавшего улучшилось: восстановились пульс и дыхание. Больной был спасен.
До этого подобные эксперименты не были возможны в том числе из-за того, что обязательным условием для переливания крови была ее проверка на сифилис, а так как анализы делались долго, а консервировать кровь не умели, кровь портилась до получения результатов анализов. Фактически Юдин пошел на преступление (опыты над людьми были запрещены), риск был велик, но, как говорится, победителей не судят. Впрочем, этот афоризм не совсем подходит к рассказу о судьбе профессора Юдина. После войны его постигла участь многих выдающихся людей того времени. Он был репрессирован, отправлен в ссылку, и только после смерти Сталина вернулся в Москву. Ленинскую премию за создание метода переливания трупной крови Сергею Сергеевичу Юдину присвоили только в 1962 году. Посмертно.
КСТАТИ
Специалисты считают, что трупная кровь проходит более тщательную проверку и вследствие этого является более безопасной, чем кровь обычных доноров. К тому же получение от трупа большого количества крови (до 3 литров) и ее использование для переливания больному снижает возможность осложнений из-за иммунологических особенностей.
Метод получения и использования трупной крови получил дальнейшее развитие. Но и в наши дни (или именно в наши дни) он остается практически засекреченным. Мало кому удается узнать, что происходит за закрытыми дверями специальных лабораторий, в которых заготавливают трупную кровь. Но мы можем представить этот процесс, обратившись к инструкции Минздрава почти сорокалетней давности. Тогда в стране действовали 22 специальные лаборатории.
“Техника заготовки трупной крови следующая: в операционном боксе врач, при соблюдении всех правил хирургической асептики и антисептики, производит кожный разрез на шее трупа по ходу одной из грудинно-ключично-сосковых мышц, выделяет сосудистый пучок, берет на лигатуры внутреннюю яремную вену, надсекает переднюю стенку ее и через разрез вставляет в нее две стеклянные канюли диаметром 7—8 мм: V-образную — по направлению к голове и прямую — к сердцу”.
Затем труп переводили в наклонное положение (головой вниз), и по специальной системе трубок кровь поступала в 250-миллилитровые флаконы без соприкосновения ее с атмосферным воздухом. Но иногда возникали технические проблемы. На этот счет в инструкции тоже были рекомендации.
“При заготовке трупной крови иногда прекращается поступление крови во флаконы. В таких случаях бывает достаточно слегка повернуть голову трупа, и ток крови восстанавливается”.
Теперь кровь собирается в стерильные контейнеры, такие же, как используются при обычном донорстве. Однако, как и в шестидесятые годы, сегодня “все основные положения, действующие для заготовки, консервирования и хранения донорской крови, полностью сохраняют свое значение для заготовки и хранения крови от трупов”. Равно как и мало изменились “показания к применению”.
Для переливания пригодна кровь людей, умерших внезапной смертью от трех причин: механическая асфиксия (повешение), инфаркт сердца и инсульт. Кроме того, перед кончиной человеку не должны проводиться никакие лечебные мероприятия с внутривенными вливаниями (т.е. реанимация исключается), так как это сказывается на составе крови. Также обращают внимание на внешнее состояние тела: рубцы (так как они говорят о возможной перенесенной операции по поводу системных заболеваний), кожные болезни, ушибы, ранения и т.п.
Профессор Юдин также ввел ограничения, которые действуют и по сей день, на переливание трупной крови от детей и женщин. Кровь детей не используется по морально-этическим соображениям, а кровь женщин считается более подверженной бактериальному загрязнению из-за частых воспалительных заболеваний мочеполовой сферы.
При решении вопроса пригодности крови учитывают результаты патолого-анатомического вскрытия.
В среднем общий брак крови составляет 30%. В лаборатории проводят анализ крови, взятой от трупа, определяют группу, резус-фактор и другие характеристики. Делают анализы на СПИД, сифилис, гепатит В, гепатит С. После проведения всесторонней проверки полученную кровь либо переливают пациенту, нуждающемуся в данной процедуре, либо готовят из нее фармацевтические препараты.
Трупную кровь можно использовать почти во всех случаях, когда необходимо переливание крови, противопоказанием являются различные заболевания крови больного (из-за некоторых особенностей состава танатологической крови).
Рассказывает фельдшер “Скорой помощи”.
Году в 82—83-м поступил вызов: “мужчина 30 лет, асфиксия”. Когда бригада приехала на место, пришлось констатировать “смерть до приезда “скорой помощи”. Кровопотери не было (смерть от удушения), и врач распорядился срочно везти труп в Институт Склифосовского, в спецлабораторию. Так как при криминальных обстоятельствах (а они здесь имели место) необходимо свидетельство судебно-медицинской экспертизы, возникли некоторые сомнения, можно ли увозить труп. Но врач убедил, что все законно и судмедэксперт сможет поработать позже. Видимо, были какие-то указания от заведующего подстанцией “Скорой помощи” о том, как действовать в подобных случаях.
Организованная в 60-е годы в НИИ им.Склифосовского специальная лаборатория для изучения свойств трупной крови действует и в наши дни… Именно туда “скорые” везут трупы людей, умерших внезапной смертью. По разным источникам, в Москве ежегодно заготавливается 1000—3000 литров трупной крови. Кроме морально-этических аспектов, связанных непосредственно с механизмами данного метода, есть еще один, наиболее важный. Дело в том, что в нашей стране заготавливают трупную кровь не всегда с согласия родственников погибшего. Бессмысленно обвинять врачей в аморальном поведении. Да и что толку, если действующее законодательство не запрещает проводить подобные процедуры. Однако процедуры эти проводятся по умолчанию, то есть разрешения родственников не требуется для того, чтобы осуществить заготовку крови умершего. Если не получен отказ, то медики вольны сами принимать решение. Только в том случае, если родственники предупредили, что они против использования трупа в медицинских целях, заготовка производиться не будет. Но мало кто из близких погибшего (тем более в такой момент) задумывается над тем, что будет с трупом, и мало кто знает, что может быть…
Если изменить законодательство, то подобная деятельность станет практически невозможной, по крайней мере в таком объеме, как сейчас. За границей — другие законы. В США, например, необходимо подписать не один документ, заполнить не одну анкету перед тем, как дать согласие на использование крови после смерти. У нас — наоборот, нужно оформить отказ, хотя бы устно. Наверняка медики вас услышат. Но надежней — отказ письменный.
Самый простой — вкладыш в паспорт, где сказано, что вы против заготовки вашей крови, а также других органов и тканей в случае вашей смерти. На всякий случай заверьте его у нотариуса, сделайте копию и отдайте ее родственникам. Но, возможно, вы, наоборот, захотите помочь медицине (что заслуживает уважения). Тогда, понятное дело, никаких вкладышей не нужно.
Не правда ли, есть над чем подумать?