На эти и многие другие вопросы отвечает эксперт, зав. отделом прогнозирования и инноваций диабета ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава РФ, президент Российской диабетической ассоциации, д.м.н. Александр МАЙОРОВ.
«Не надо бояться переходить на инсулин»
- Важно не допустить осложнений при сахарном диабете 2-го типа и вовремя перейти на спасительный инсулин, - предупреждает Александр Юрьевич. - Но многие пациенты долго «сидят» на таблетках и доводят себя до обострений, когда и уколы уже не смогут помочь. Надо вовремя переходить на инсулин, не ждать осложнений на глаза (может последовать слепота), на ноги (вплоть до ампутации конечностей), на почки и т.д. Не надо бояться переходить на инсулин: по качеству сегодня этот препарат - небо и земля в сравнении с тем, что был ранее. Он приближается к физиологическому, который вырабатывается в организме. Важно лишь, чтобы пациенты научились с помощью врачей правильно рассчитывать дозы. А сегодня, когда есть средства самоконтроля уровня глюкозы крови, это уже не проблема.
Специалистам, как говорится, виднее. Во всяком случае, в практике лечения диабета многое изменилось за минувшие сто лет со дня открытия инсулина. Появились «умные приспособления», в частности, инсулиновые помпы, которые являются альтернативой многократным ежедневным инъекциям инсулина инсулиновой шприц-ручкой. Что и позволяет не только проводить нужную в этом случае терапию, но и мониторировать уровень глюкозы. На дворе все же - не начало прошлого века, когда инсулин считали научным экспериментом, а 2021 год, когда это лекарство общепризнанно считается успешным и продолжает спасать миллионы людей с диабетом на планете.
Справка «МК». Инсулин был открыт канадскими учеными Фредериком Бантингом и Чарльзом Бестом в 1921 году. Из клеток островков поджелудочной железы они выделили инсулин, а канадский же биохимик Джеймс Бертрам Коллип разработал методику его очистки. До этого диагноз «сахарный диабет» был смертным приговором – у большинства больных это заболевание заканчивалось летальным исходом. И определять сахар в моче с помощью анализов научились не сразу, диагноз сахарный диабет у мужчин помогали ставить... мухи. Они слетались на сладкие капли мочи, когда мужчина ходил в туалет.
Открытие инсулина в 1921 году было признано величайшим достижением XX века, а сам Бантинг удостоен Нобелевской премии вместе с шотландским физиологом Джоном Маклеодом, который первым предположил, что причиной диабета может быть нарушение в работе поджелудочной железы. Первый укол инсулина с помощью очищенного экстракта, полученного из поджелудочной железы, Фредерик Бантинг сделал в 1922 году больному сахарным диабетом мальчику. И этим спас ему жизнь.
В результате инсулин, получаемый из поджелудочной железы разных животных, незамедлительно вошел в клиническую практику — с его помощью были спасены миллионы больных диабетом. Искусственный синтез инсулина удалось получить значительно позже. Первый был проведен лишь в 1960-х годах, а первый генно-инженерный человеческий инсулин был получен в 1978 году. Для производства такого рекомбинантного инсулина используют пекарские дрожжи и кишечную палочку.
До появления инсулина продолжительность жизни больных диабетом составляла не более 10 лет. Такие пациенты были обречены вплоть до начала XX века, хотя «сахарная болезнь» была известна уже в III тысячелетии до нашей эры.
Сейчас не умирают от «сахарной болезни». Но... Пандемия нового вируса и здесь внесла свои «поправки»...
Диабетики в 10 раз чаще «цепляют» COVID-19
Казалось бы, какое отношение имеет инсулин при лечении COVID-19? Оказывается, самое прямое.
- Новый вирус особенно опасен для жизни страдающих диабетом, - утверждает Александр Майоров. - Пациенты с повышенным уровнем глюкозы крови - одни из первых в группе риска перед любой инфекцией, а тем более перед такой агрессивной, как коронавирусная. Объяснение простое: высокий уровень глюкозы в крови снижает иммунитет, и диабетик становится уязвимым при любой инфекции. Поэтому пациентам, страдающим диабетом, надо обязательно делать прививку от нее.
Но... «Люди совершенно потеряли бдительность, - искренне возмущался при нашем разговоре доктор Майоров. - Я не мог даже предположить, что при появлении такой надежной отечественной вакцины, защищающей наших пациентов от преждевременной смерти, придется убеждать в ее необходимости для спасения их же жизни».
Еще большее возмущение у нашего эксперта вызывает тот факт, что многие пациенты свой отказ от иммунизации объясняют тем, что так посоветовали им врачи. Якобы, если у человека в крови повышен сахар, прививаться от ковида нельзя и даже опасно. «Это — полнейшая глупость! - добавляет Майоров. - Вовремя сделанная вакцинация и ревакцинация от COVID-19 спасают пациентов с диабетом от смерти. Кстати, и Российская ассоциация эндокринологов утверждает, что «специфических противопоказаний для вакцинации пациентов с диабетом практически нет».
Этот вопрос недавно обсуждался и на Совете по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ. Где вице-премьер России Татьяна Голикова подчеркнула, что у пациентов с сахарным диабетом инфицирование COVID-19 встречается в 10,3 раза чаще. У больных диабетом отмечается более тяжелое течение болезни, более частое развитие острого респираторного дистресс-синдрома, дыхательной недостаточности, потребности в искусственной вентиляции легких и, к сожалению, более высокая смертность. Как сопутствующее заболевание диабет встречается в 27% подтвержденных случаев ковида и наиболее часто преобладает в группе пациентов тяжелого течения, и осложняется повышением гликемии в 90% случаев.
Также на уровне правительства было отмечено, что пациенты с диабетом относятся к группе высокого риска развития пневмонии.
Но, как известно, сарафанное радио для кого-то более убедительно. И, увы, смертность больных диабетом во время пандемии резко выросла (по некоторым данным, на 20%). Одна из причин — многие из таких пациентов не делают прививки, поздно обращаются к врачам. И плановая помощь стала менее доступной. Да и дорогостоящие препараты нового класса для лечения сахарного диабета 2-го типа, которые могли бы уменьшить смертность от ковида, пока доступны не многим и лишь в богатых регионах. Хотя в России сегодня разработаны и приняты клинические рекомендации и стандарты лечения диабета, но современных эффективных препаратов явно не достает.
«Быстрое излечение от диабета обещать не можем. Пока»
Сахарный диабет сегодня стоит на третьем месте по числу заболевающих в России в ряду неинфекционных патологий, констатируют эндокринологи. Хотя прогресс в лечении таких пациентов очевиден, что дальше? Заболеваемость только растет. Правда, в основном за счет сахарного диабета 2-го типа. Но, как ни странно, у пациентов с диабетом 1-го типа больше надежд на новые технологии в терапии в ближайшем будущем. Как пояснил Александр Майоров, «людям инсулинозависимым в перспективе возможна пересадка стволовых клеток и превращение их в бета-клетки. Более глобальное решение и, естественно, в более отдаленной перспективе — редактирование генов с целью даже профилактики этого заболевания».
А вот пациентам с сахарным диабетом 2-го типа, как он считает, «надеяться на глобальные изменения в подходах к терапии этой болезни и тем более к полному ее излечению пока не приходится, так как причин возникновения диабета этого типа много. Конечно, влияет наследственность. Но многое зависит от образа жизни самого человека. Важно, чем и как он питается (ожирение — один и главнейших факторов риска для сахарного диабета 2-го типа), много ли двигается (гиподинамия — настоящий бич нашего времени) и т.д., и т.п.
Но есть и еще важные проблемы, о которых говорил доктор Майоров.
- Одно из главнейших условий успешной борьбы с диабетом в нашей стране, считаю, обучение людей, имеющих эту патологию или входящих в группу риска. Важно заранее информировать население о рисках неправильного образа жизни. До 2012 года в России действовала Федеральная целевая программа «Сахарный диабет», в рамках которой в том числе функционировали специальные «Школы диабета». Но в последнее время в связи с недостаточным финансированием в рамках системы ОМС эти школы практически перестали работать. Идеально: они должны быть при поликлиниках. И в них должны быть штатное расписание, опытные медсестры, которые будут вести работу по специальным структурированным программам, как жить с диабетом. Потому что врач-эндокринолог после восьмичасового приема больных вряд ли будет в состоянии вынести еще и эту нагрузку.
Но мы не теряем надежды: сейчас разрабатываем свои предложения по принятию Федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом». Как известно, сегодня есть федеральные программы по борьбе с онко- и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Логично было бы принять такую же программу и по борьбе с диабетом. В России это заболевание уже вышло на третье место после сердечных патологий и рака.
Но не только это тревожит опытного эндокринолога. Надо бы больше внимания уделить детям с сахарным диабетом, считает он. Применять хотя бы к малышам самые современные технические средства, которые избавят их от каждодневных болезненных проколов пальца для определения уровня глюкозы крови, а родителям упростит контроль за уровнем глюкозы крови у своих детей в режиме реального времени.
В принципе, пора вести речь — об удобстве терапии для всех пациентов: возможности гибкого режима дозирования инсулина, использование современных средств безболезненного его введения. Одна из значимых проблем - доступность инноваций. Если вовремя не проводить лечение диабета современными средствами, это приведет к тяжелым его осложнениям и потребует финансовых затрат, во много раз превышающих расходы на само лечение заболевания.
Под занавес: медаль — за жизнь с диабетом
...К счастью, в области диабетологии медицина не стоит на месте. В частности, благодаря применению современных аналогов инсулина, максимально приближенных к физиологическому профилю действия, люди с этим хроническим заболеванием могут жить практически полноценной и активной жизнью, считает Александр Майоров. В мире присуждают медаль Джослина за 50, 75 и 80 лет, прожитых с диабетом. Такие люди есть и в нашей стране, по инициативе Российской диабетической ассоциации уже более 60 человек награждены медалью «За 50 мужественных лет с диабетом».
Но один из ключевых вопросов - смогут ли ученые «переписывать» генетический код человека? Перспектива заманчива. И теоретически, как считают продвинутые ученые, можно удалить из клеток дефектный ген и «внедрить» на его место здоровый. Вот только когда это станет возможным на практике? И станет ли? Как полагают эксперты, придется менять генетический код во всех клетках организма, а нужно внести изменения только в один ген-мишень и не повредить другие, здоровые гены. Но эти «препоны» не останавливают науку. Исследования продолжаются...
Надежда, как известно, умирает последней.