Увы, это обман. И не только визуальный. Если сравнивать Россию с другими развитыми странами, например с США и Канадой, там заболеваемость бронхиальной астмой во много раз выше (15–18%). А Великобритания вообще лидирует (астмой болеют 18,4% населения), и на карте мира она сплошь окрашена в красный цвет.
Эту карту журналистам показали в минувшую субботу на пресс-конференции, посвященной, как было заявлено, «массовым вспышкам аллергических реакций и всплеску сезонной бронхиальной астмы». Так радоваться нам или огорчаться, что в России с бронхиальной астмой все о’кей? У собравшихся на пресс-конференцию специалистов в этой области положительных эмоций подобная статистика не вызывала.
«Заболеваемость бронхиальной астмой растет и практически удваивается каждые 15 лет»
— Проблема с бронхиальной астмой сегодня является ведущей в здравоохранении мира, — считает первый зам. председателя комитета Госдумы РФ по охране здоровья и главный терапевт Московской области, д.м.н., профессор Наталья САНИНА. — К сожалению, заболеваемость астмой растет, и растет значительно — практически удваивается каждые 15 лет. Причем распространенность данного заболевания касается не только бедных, малоразвитых стран, но и ведущих мировых держав: Канады, Северной Америки, Австралии, Ирландии, Бразилии... А лидирует благополучная Великобритания — астмой болеют более 18% англичан. В Австралии и Новой Зеландии — примерно по 17%. И в России людей с бронхиальной астмой не меньше, а скорее даже больше. Но у нас нет точного учета этих больных.
— Когда смотришь на мировую карту заболеваемости бронхиальной астмой, понимаешь, что источники получения статистики в мире и в России разные, — добавляет президент межрегиональной общественной организации «Российское респираторное общество», главный внештатный пульмонолог Департамента здравоохранения Москвы, зав. кафедрой пульмонологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, д.м.н, профессор Андрей БЕЛЕВСКИЙ. — В США и Австралии, например, в этом случае апеллируют к эпидемиологическим исследованиям. А Минздрав РФ дает просто регистрационные показатели, не пользуется информацией эпидемиологических исследований. Да в России они массово и не проводятся. Это разные методы регистрации пациентов. Если на мировую карту выставить истинные показатели заболеваемости бронхиальной астмой в России, она окрасится даже не в красный, а в коричневый цвет. Но эта «ошибка» повторяется из года в год, благодаря чему на мировой карте наша страна по заболеваемости бронхиальной астмой выглядит лучше всех.
СПРАВКА "МК"
По данным ВОЗ, в мире к 2017 году от бронхиальной астмы страдали около 300 млн человек, 383 тыс. из них умерли. Это самая распространенная хроническая болезнь и среди детей. Наиболее подвержены заболеванию люди, страдающие аллергией. В России (данные 2007 г.) таких было зарегистрировано 1,3 млн. Однако, по оценкам специалистов, численность реально больных бронхиальной астмой в России как минимум в 5–6 раз выше и составляет около 5,9 млн человек. Смертность от этой болезни в нашей стране в 2007 году составила 535 случаев.
— Но степень обеспокоенности нашего общества таким тяжелым недугом, как бронхиальная астма, значительно ниже, чем, например, диабетом или сердечно-сосудистыми патологиями, — считает зав. отделом клинической физиологии и клинических исследований ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России, д.м.н., профессор Заурбек АЙСАНОВ.
Но если оглянуться на десятилетия назад, увидим, что ни по какой другой патологии не было таких революций, как по бронхиальной астме. Первая — технологическая. В середине 80-х годов прошлого века в России (в мире чуть раньше) еще не было ингаляционных стероидов, больных лечили системными стероидами. Сейчас, когда появились ингаляционные стероиды, лечение больных, их выживаемость изменились к лучшему.
Вторая революция — внедрение в практику лечения астмы клинических рекомендаций. После их появления и новых препаратов существенно упали и количество вызовов «скорой помощи» к астматикам с тяжелыми приступами, и смертность от астмы.
А вот выявляемость бронхиальной астмы в России по-прежнему остается очень низкой. Цифры официальной статистики на порядок ниже, чем те, которые получаются при проведении эпидемиологических исследований. Одно из таких исследований прошло в 12 регионах РФ под руководством академика Александра Чучалина. Такой географический охват нужен был для того, чтобы составить хотя бы приблизительное представление о том, какова заболеваемость астмой в нашей стране. И насколько она различается в разных регионах. Были применены специальные методики и вопросники исследования, предоставленные ВОЗ. Результат? Как уже сказали мои коллеги, распространенность бронхиальной астмы в России оказалась выше более чем в десять раз (около 27,5% вместо официальных 2,2%).
Кстати, эта цифра и гуляет по миру и в России из отчета в отчет.
Легкая форма заболевания не менее опасна
— В некоторых регионах России очень много пациентов страдают так называемой легкой формой астмы, — подчеркнул профессор Айсанов. — Но она не менее опасна, так как пациент, испытывая приступы кашля время от времени, не считает себя настолько больным, чтобы идти к врачу. А значит, он не получает системной базисной терапии противовоспалительными препаратами, принимает лишь бронхорасширяющие препараты, снимающие спазм. И в результате запускает болезнь, может довести себя до тяжелейшей, неизлечимой бронхиальной астмы. Хотя уже на начальной стадии воспаление надо лечить, чтобы избежать прогрессирования болезни.
Что надо бы сделать, чтобы астма выявлялась на ранней стадии? Специалисты единодушны: необходимо дополнительное образование врачей, особенно терапевтов, и просвещение самих пациентов с тем, чтобы они понимали: если приступы появляются раз в месяц или даже реже, все равно нужно обращаться к врачу. Требуется терапия, которая позволит предотвратить прогрессирование патологии. Только в этом случае пациенты смогут оградить себя от больших неприятностей с легкими в будущем. Это первая проблема.
Согласно некоторым исследованиям, 60% населения России страдает легкой формой астмы. Но на начальном этапе болезнь как бы невидима. И только когда она приобретает серьезную форму, пациенты обращаются к врачам первичного звена. Это вторая проблема.
Есть и третья проблема — специфическая диагностика астмы. Сегодня, к сожалению, нет ни одного маркера, благодаря которому врач мог бы сразу сказать: пациент болен астмой. Доктор должен учитывать комплекс клинических симптомов, результатов инструментальных исследований и только после этого ставить диагноз.
Как известно, одним из методов, позволяющих быстро выявлять это заболевание, является спирометрия. У заболевшего это исследование показывает изменение функции дыхания, сужение бронхиального дерева, пояснил Айсанов. И на данном этапе такое сужение еще обратимо. Но по мере прогрессирования болезни оно становится необратимым — оно не поддается воздействию бронхорасширяющих препаратов. И человек становится неизлечимым на всю оставшуюся жизнь. Он может только поддерживать свое состояние на более или менее приемлемом уровне.
Увы, при всех современных исследованиях астму заметить можно только в период обострения — так считают эксперты. Но сегодня есть «провокационные» методы: с помощью бронхосуживающих агентов удается выявить то, что скрыто у пациента. Идет поиск новых биомаркеров, которые позволят ставить диагноз с помощью выдыхаемого воздуха. Есть технология так называемого электронного носа. Диагноз бронхиальная астма можно будет поставить, анализируя различные органические вещества в выдыхаемом воздухе. Но это дело будущего.
Москва в зоне повышенного риска?
По мнению экспертов, собравшихся на пресс-конференции, «факторами, влияющими на развитие бронхиальной астмы, являются аллергены, вирусные инфекции, курение, загрязнение воздуха, а также наследственность».
Правда, профессор Андрей Белевский, отвечая на вопрос «МК» о том, насколько агрессивная экология в Москве влияет на заболеваемость бронхиальной астмой, сказал, что это больше влияет не на легкие, а на сердце.
— Нет серьезных оснований думать, что в Москве плохая экология катастрофическим образом влияет на усугубление заболевания бронхиальной астмой, — сказал Андрей Станиславович. — Да, в столице выявляемость этой патологии выше, чем в других регионах. И это хорошо, так как связано с насыщенностью специалистами в этой области, наличием НИИ пульмонологии. Сегодня в Москве примерно 170 тыс. астматиков — это тоже регистрационный показатель. А если провести эпидемиологическое исследование, таких больных будет больше. Пока выявляются только те, кто приходит в поликлинику, регистрируется. А если заболевший астмой не пришел к врачу, он и не будет учтен.
Поэтому я не стал бы связывать непосредственно плохую экологию с заболеваемостью бронхиальной астмой. А вот сезонность заболевания, его обострения, появление новых астматиков действительно для столицы характерно. Вспомнил случай трехлетней давности, когда над Москвой нависли зеленые облака пыли. Тогда у многих астматиков обострилось состояние, а кто-то заболел впервые. И это зависело не от экологии в столице, а от количества пыльцы березы, которая осела на город.
И вообще в отношении заболеваемости бронхиальной астмой в нашей стране профессор Белевский был настроен более оптимистично, чем его коллеги:
— От этой патологии сегодня умирают очень редко. Если 20 лет назад смертность составляла 3–6% от всех больных бронхиальной астмой, то сейчас — десятые или даже сотые доли процента. Заслуга в том и врачей-практиков, и медицинской общественности, в частности Российского респираторного общества.
Сегодня оно объединяет в своих рядах уже свыше 2 тыс. специалистов по заболеванию органов дыхания, и немало сделало, в частности, для образования врачей, занимающихся лечением больных бронхиальной астмой. Есть карта образовательных мероприятий, которые проводятся для врачей от Калининграда до Дальнего Востока: семинаров, конференций, конгрессов. При поддержке иностранных коллег в России удалось разработать и внедрить в практику лечения бронхиальной астмы клинические рекомендации, новые лекарства, что и повлияло на результаты.
Сейчас даже трудно найти пациента с астматическим статусом, чтобы показать студентам. Хорошо помню время, лет 20 назад, когда еще только начинал свою трудовую деятельность: на наше дежурство попадали по 2–3 человека с тяжелыми приступами астмы. Сейчас такого практически не бывает. Тем не менее бронхиальная астма по-прежнему тревожит нас, так как она серьезно меняет качество жизни пациента. Поэтому наши усилия должны быть направлены на то, чтобы бронхиальная астма была под контролем и не мешала пациентам заниматься повседневными делами, работать.
Законы на стороне больных
Оказывается, и льготы, которые положены сегодня больным с бронхиальной астмой в нашей стране, неслабые. Главное — знать о них и суметь ими воспользоваться, об этом подробно говорила депутат Госдумы РФ Наталья Санина.
— Представители малоимущих семей, одинокие граждане и другие пациенты с бронхиальной астмой в соответствии с Федеральным законом №178 «О государственной и социальной помощи» имеют льготы, которые четко регламентированы данным законом и обеспечивают им помощь, в т.ч. лекарственную. Правда, имеет значение, федеральная это льгота или региональная. У федеральных льготников набор льгот не меняется, у региональных он может серьезно корректироваться, в том числе и касательно медпрепаратов.
На стороне таких больных, если можно так сказать, и Постановление Правительства РФ №890 от 30.07.1994. Кто-то получает стопроцентную льготу, кто-то — 50-процентную скидку. Кроме того, каждый регион имеет право выделять дополнительные деньги на эту категорию больных, расширять и список пациентов, и перечень льготных препаратов для них. Есть также распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017, где представлены списки лекарственных препаратов для льготников. И они тоже четко регламентированы, в том числе и по 2018 году. Плюс финансовая поддержка аптечных сетей, позволяющая больным получать бесплатные лекарства. Также регионы вправе назначать льготные тарифы для предприятий, выпускающих медицинскую продукцию в этих целях.
А льготы детям-инвалидам не только жестко регламентируются, но и четко контролируются. Все дети до 15 лет, страдающие бронхиальной астмой, получают бесплатно не только лекарства, но и раз в три года санаторно-курортное лечение. И пенсионное обеспечение таких больных тоже регламентируется: Федеральным законом №163 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001.
Также в Госдуме обсуждается проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — по вопросам клинических рекомендаций. Он поддержан всеми партиями.
Действительно, для больных с таким грозным заболеванием, как бронхиальная астма, в нашем государстве предусмотрено немало льгот. Важно знать о них и уметь ими пользоваться.
Возьмите на заметку.