Изменения в системе профессионального медицинского образования мы попросили прокомментировать руководителей медицинских вузов и представителей медицинского сообщества. Их оценки оказались единодушными.
Реформирование системы медобразования началось в 2012 году с введением новых государственных образовательных стандартов, более приспособленных к постоянному развитию медицинских технологий и в большей степени нацеленных на подготовку студентов к практической деятельности.
С 2016-го стартовала новая для России система допуска врачей к профессиональной деятельности – аккредитация. Первыми ее прошли выпускники вузов, обучавшиеся по новым образовательным стандартам. Началось все со стоматологов и фармацевтов, а со следующего года аккредитация распространилась и на все остальные медицинские специальности. Аккредитационное испытание – это комплексная проверка знаний, практических навыков и клинического мышления. Оценки соискателям допуска к профессии выставляет независимая комиссия, представляющая не только вуз, но и руководство медучреждения – потенциальных работодателей и практикующих опытных врачей – медицинское сообщество. Аккредитацию по единым правилам проходят выпускники всех медвузов и медицинских факультетов страны, так задается «единая планка» качества профессиональной квалификации молодых врачей. Выпускники, прошедшие обучение по новым практико-ориентированным стандартам и успешно выдержавшие аккредитационное испытание, впервые получают право сразу после окончания вузов приступить к профессиональной деятельности на ряде позиций в первичном звене здравоохранения. Для поступления в ординатуру теперь также необходимо успешно пройти аккредитацию.
В прошлом году аккредитационное испытание успешно прошли 97,9% выпускников по всем специальностям группы «Здравоохранение и медицина». С этого года она вводится для среднего медицинского персонала, а со следующего ее будут проходить и ординаторы по 64 узким специальностям. К 2021 году в систему аккредитации будут вовлечены все медицинские работники с высшим и средним профессиональным образованием.
По оценкам руководителей ведущих вузов страны, эти нововведения дали серьезный импульс развитию образовательной системы в медицине и повышению профессионального уровня выпускников.
«В последние годы мы кардинально изменили систему допуска к профессии, - говорит ректор Рязанского Государственного Медицинского Университета Роман Калинин. - Идеологом введения аккредитации стала министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова. На Совете медицинских ректоров страны она не раз высказывала свое видение, как эта система должна развиваться. И то, о чем она говорила, сегодня воплощено в жизнь.
Уже третий год мы работаем с системой аккредитации специалистов. Перемены — грандиозные. Прежде всего, это тотальное изменение отношения выпускников к экзамену. Ведь сейчас им надо пройти серьезную процедуру, доказать свои знания и в теории, и на практике.
В прошлом году аккредитация стала у нас обязательным условием для поступления в ординатуру. Ребята поняли, что балл аккредитации будет определять успешность поступления, и старшие курсы стали стараться учиться лучше, чтобы прийти к выпускным экзаменам во всеоружии. Эта система способствует и будет способствовать повышению качества подготовки кадров. Общество будет оценивать и подготовку врачей, и качество их образования».
«Образование в медицине сегодня встало на совершенно новые рельсы, - говорит председатель Общественного Совета при Минздраве РФ, вице-президент Национальной Медицинской Палаты Наталья Аксенова. - Профессиональное сообщество получило возможность формировать комиссии и проводить аккредитацию. Во всех регионах РФ эти комиссии возглавили председатели врачебных палат регионов. Случилось то, чего мы ждали многие годы. Теперь в вузах студентов учат, а профессиональное сообщество оценивает полученные ими знания. Министру здравоохранения Веронике Игоревне Скворцовой удалось построить такую систему».
Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, член-корреспондент РАН Олег Янушевич называет внедрение аккредитации ключевым событием во всей медицинской отрасли за последние годы: «Аккредитация должна изменить требования к качеству подготовки врачей, также это существенно меняет взаимоотношения внутри отрасли, потому что с внедрением этого механизма профессиональное медицинское сообщество, в том числе в лице отдельных небольших ассоциаций, получило серьезный инструмент влияния не только на качество подготовки, но и на качество оказания медицинской помощи и здравоохранения в целом.
Безусловно, аккредитационные характеристики определили и изменения в подходах к профессиональному стандарту - сейчас утверждаются профессиональные стандарты второго уровня, уже 2 года существует профстандарт первого уровня, который используется сразу после окончания университета. Активно утверждаются и профстандарты после окончания ординатуры, и это очень важно, потому что таким образом определяется необходимый вектор развития медицинских университетов. Конечно во всех этих процессах большая роль министра здравоохранения, которая начиная с подготовки 323 ФЗ и до сегодняшнего дня является проводником аккредитации специалистов, и, благодаря ее деятельности, это стало возможным».
Еще одно важное событие в медобразовании — запуск системы непрерывного медицинского образования, пришедшей на смену морально устаревшим курсам повышения квалификации, переставшим удовлетворять требованиям современной, высокотехнологичной и быстро развивающейся медицины. В России заработал единый федеральный портал по непрерывному медицинскому образованию, с помощью которого врачи могут выбрать для себя необходимые блоки как дистанционного, так и очного образования, а также стажировки в ведущих НИИ и клиниках страны. Пользователем портала уже стал каждый второй врач страны.
«Учиться доктор должен всю жизнь, поэтому так нужно непрерывное образование. Врач теперь может зарегистрироваться на специальном сайте и проходить обучение дистанционно. Теперь стоит цель — создать единый федеральный реестр врачей, который объединит всех медицинских работников, и мы сможем знать, кто получает постоянное образование, каковы его успехи и пр.», - говорит Наталья Аксенова.
«Сегодня медики могут выбирать себе оптимальные программы для обучения, а их знания могут оценивать эксперты в режиме онлайн. Таким образом достигается та самая непрерывность медицинского образования, - продолжает Роман Калинин. - Кроме того, в режиме онлайн можно проводить оценку, насколько востребован и интересен контент образовательных программ, нужно ли что-то поменять».
Эксперты отмечают, что при всех революционных переменах российская система медицинского образования не утратила тех основ, которыми всегда гордилась отечественная школа. «Да, у нас новое оборудование; наши студенты теперь учатся в тренинговых симуляционных центрах, которые открылись практически в каждом медвузе. Но мы при этом не ушли от постели больного, не утратили развития клинического мышления студента», - отмечает Роман Калинин.
Конечно, останавливаться на достигнутом еще рано, да, впрочем, и никогда не следует. «Сделано многое, но мы ждем продолжения работы. Основы для будущих проектов уже заложены, задачи ставятся очень серьезные. Например, нам нужно окончательно отказаться от заочной и вечерней формы обучения врачей. Наша главная цель — удерживать высокую планку медицинского образования. Думаю, нам это по силам, и вместе с Вероникой Игоревной мы сможем преодолеть все трудности», - отмечает Роман Калинин.