Проблема т.н. полипрагмазии (это когда один человек пьет сразу несколько лекарств без разбору — либо по назначению врача, либо по собственной инициативе) сегодня стала новой головной болью. Если европейцы, по данным опросов, на первый план среди требований к лекарствам стали выдвигать безопасность (в прошлом году рост продаж гомеопатических средств на рынке Европы составил 2,4%), то для россиян главное — чтобы препарат быстрее поставил на ноги. Список нежелательных эффектов в инструкции мало кто читает, про толедаминовую трагедию редко кто слышал. Последняя история может быть поучительной. В середине прошлого века после прохождения всех исследований на рынок вышел препарат толедамид, который назначали даже беременным. Через пять лет выяснилось, что он вызывает серьезные уродства у детей — они рождались без рук, без ног, но с совершенно сохранным интеллектом. Препарат, конечно, отозвали, а общество жертв толедамида действует до сих пор.
— Многие считают, что чем больше вам выписали лекарств, тем быстрее вы вылечитесь, — говорит профессор кафедры оториноларингологии РМАНПО Ирина Ким. — Это не так. При такой терапии возрастает риск нежелательных лекарственных взаимодействий, побочных эффектов. Например, в США в прошлом году от осложнений вследствие приема лекарств умерло больше людей, чем в ДТП, — более 225 тысяч человек.
Какие же препараты эксперты относят к наиболее опасным с точки зрения развития побочных эффектов?
Прежде всего антибиотики, которые мы часто назначаем себе сами и которые в России до сих пор легко купить без рецепта. «Применение антибиотиков на ранних стадиях ОРВИ у детей вдвое повышает риск развития бронхиальной астмы, — говорит Ирина Ким. — Если вы используете их без оснований, то риск развития устойчивости у микробов против этих препаратов значительно возрастает. Например, мы уже практически потеряли такой класс антибиотиков, как макролиды, к которым приобрели устойчивость пневмококки и гемофильная палочка».
Антибиотики могут вызывать токсические реакции, поражения различных органов и систем, аллергии, вторичный иммунодефицит, грибковые инфекции.
Следующий класс — глюкокортикоиды. Эти гормональные препараты, назначаемые или употребляемые без веских оснований, повышают риск развития артериальной гипертонии и сахарного диабета.
Не забываем о нестероидных противовоспалительных средствах (они же — обезболивающие или жаропонижающие). Даже короткие курсы могут вызвать хроническую почечную болезнь, и такие истории, увы, не редкость. Не говоря уже об их пагубном влиянии на стенку желудка.
Следом идут противовирусные препараты (против гриппа и ОРВИ). Проблема в том, что нет ни одного средства, которое было бы эффективно в отношении всех двух сотен респираторных вирусов, поэтому угадать с подбором крайне сложно. При этом такие лекарства могут давать токсические осложнения, а вирусы приобретают к ним устойчивость.
Иммуномодуляторы, запрещенные к безрецептурному отпуску в большинстве цивилизованных стран, сегодня чрезвычайно популярны у россиян. У нас даже появились «интерфероновые дети», у которых собственный иммунитет атрофировался на фоне постоянного приема таких средств. К тому же ряд экспертов полагает, что их прием может привести к развитию опухолевых процессов в будущем.
И замыкают шестерку лидеров сосудосуживающие капли в нос. Жжение и сухость слизистой — самое безобидное, что можно получить после них. Головные боли, нервное возбуждение, бессонница и артериальная гипертония — нечто более серьезное.
— Рациональное лечение сегодня — это индивидуальный подход к пациенту с учетом всех его особенностей, в том числе и препаратов, которые он уже принимает, — говорит Ирина Ким. — К тому же предпочтение лучше отдавать натуральным средствам, включая гомеопатические, с высоким профилем безопасности.