Итак, согласно вновь утвержденной программе если вам потребуется неотложная первичная медико-санитарная помощь, ее должны оказать в период не позднее 2 часов с момента обращения в медицинскую организацию.
Сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медпомощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - не должны превышать 14 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания.
Сроки ожидания приема участковыми терапевтами, врачами общей практики или семейными врачами, а также педиатрами не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Прием врача специалиста должен быть оказан пациенту в срок не позднее 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
Сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения.
Компьютерную томографию (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографию и ангиографию при оказании первичной медико-санитарной помощи должны провести вам не позднее 30 календарных дней со дня назначения.
Время приезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Однако в территориальных программах, которые утверждают регионы, время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
Если говорить о специализированной медпомощи, то ее оказывают в стационарах по плану, а пациентов должны информировать о подходе очереди в доступной форме, в том числе, с использованием Интернета.
При каких болезнях и состояниях россияне имеют право на бесплатную помощь? Вот они – инфекционные и паразитарные болезни, новообразования, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни нервной системы, болезни крови, кроветворных органов, отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования), болезни мочеполовой системы, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, беременность, роды, послеродовой период и аборты, отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период, психические расстройства и расстройства поведения, симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.
Напомним, что на основе базовой программы госгарантий каждый регион готовит и свою, региональную программу, которая может быть расширена.
Что делать, если сроки оказания медпомощи нарушаются?
– В подобных ситуациях можно обратиться как к руководству медучреждения, так и к страховому представителю своей СМО по телефону «горячей линии», а также – по телефону «горячей линии» ТФОМС субъекта РФ. Информация о номерах телефонов размещена на официальных сайтах СМО и ТФОМС. Если гражданин находится за пределами региона страхования, то по вопросам защиты его прав и интересов необходимо обращаться в Территориальный фонд ОМС того региона, где он хочет получить медицинскую помощь, - говорит член Межрегионального Союза Медицинских Страховщиков Сергей Плехов.
У страховых компаний есть реальные механизмы воздействия на нерадивые больницы и поликлиники. Например, их могут оштрафовать (к примеру, штраф за нарушение сроков составляет 8-20 тысяч рублей). «И, поверьте, дело вовсе не в том, что врачи заполняют документацию неразборчивым почерком, в чем нас часто обвиняют медучреждения. Как правило, за то, что в меддокументах просто нет подтверждения оказания пациенту медпомощи. Бывали случаи, когда мы находили одну и ту же кардиограмму в 20-30 медицинских картах пациентов», - говорят медицинские страховщики.
К тому же, до штрафов дело доходит не сразу — в большинстве случаев дело заканчивается полюбовно. Страховщики звонят и просят соблюсти права пациентов — как правило, на эти просьбы реагируют согласием, чтобы не доводить ситуацию до открытого конфликта. В итоге 98% претензий разрешаются в досудебном порядке. А если что, страховщики предоставляют пациенту адвоката бесплатно.
Напомним, что сейчас в стране действует институт страховых поверенных — эти специально обученные люди сидят в поликлиниках, чтобы соблюдать права пациентов и напоминать им, допустим, о необходимости пройти диспансеризацию. «Страховые поверенные планируют визиты пациентов с таким расчетом, чтобы не создавалось очередей. И в этом году они смогли привлечь к прохождению обследований организма на 10-12% граждан больше, чем в предыдущем, - отмечают во Всероссийском Союзе Страховщиков. - Кроме того, задача поверенных — направить в случае необходимости пациентов в передовые медучреждения. Например, недавно удалось таким образом спасти ребенка из Брянска, которому собирались провести ампутацию легких в Брянске. В московской Морозовской больнице ему провели органосохраняющую операцию».
Жалобы же пациентов, которые не могут пройти диспанзеризацию, сводятся к следующей «тройке»: нет времени; неудобный график работы врачей; не отпускают на работе. Поэтому страховые поверенные стараются составить график визитов к врачам пациентов так, чтобы они смогли пройти полный скрининг за день-два, в том числе, по субботам.