Болезнь Альцгеймера — неизлечимое заболевание, которое является самой распространенной формой деменции: на ее долю приходится от 60 до 80% случаев этого состояния. Если ситуация не изменится, то болезнь Альцгеймера окажется угрозой не только для стареющих людей, родившихся в период беби-бума, но и для систем здравоохранения многих развитых стран. Прямые расходы, связанные с болезнью Альцгеймера в США, составляют приблизительно 203 млрд долларов в год и к 2050 году превысят 1 триллион долларов. Это при условии, если не будут найдены средства, чтобы остановить прогрессирование заболевания и отсрочить развитие сопровождающей его инвалидизирующей деменции.
До сих пор методики ранней диагностики болезни в медицине не существовало. Однако ученые из научного биопарка Janssen в нидерландском Ляйдене заявили о сенсационном открытии: они обнаружили биомаркер, который поможет выявить ранние признаки заболевания за несколько лет и даже десятилетий до появления первых симптомов.
— Сегодня большинство разработок ученых направлено на предотвращение болезней. Раньше в фокусе была борьба с симптомами болезней, сейчас все изменилось, и главной задачей стало предотвращение заболеваний, — отмечает глава иммунологического подразделения разработчика Сесиль Спиертс. — Роль биомаркеров в этом смысле велика. Они помогают обнаружить болезнь на ранних стадиях или даже понять, идет ли пациент по пути к развитию заболевания, еще до того времени, как начались разрушения в организме.
Сегодня известно уже немало биомаркеров, которые помогают обнаружить те или иные заболевания — воспалительные, онкологические. Есть даже биомаркеры старения, которые определяют реальный возраст пациента. Новый биомаркер болезни Альцгеймера, который разработали ученые из Ляйдена, позволяет обнаружить ее ранние признаки по ретине глаза уже у 20–30-летних пациентов. Совместно с учеными из Силиконовой долины голландские исследователи из ляйденского биопарка ведут разработки и по другим биомаркерам, в том числе определения биологического возраста и иных болезней старости. Главная задача — определить, насколько эти биомаркеры надежны и эффективны, насколько точно они обладают даром предсказания.
Однако перед учеными часто ставят другой вопрос: зачем человеку в 20–30 лет знать, что через пару десятилетий у него разовьется неизлечимое заболевание? Не сделает ли такая диагностика людей несчастными?
— Многие уже забыли, что до начала 90-х годов не существовало и лечения СПИДа. И диагностика болезни появилась куда раньше, чем лечение от нее. И вот сегодня мы видим, что ВИЧ-инфицированные пациенты проживают полноценную жизнь. Мы надеемся, что в ближайшее время ученые найдут и способ лечения болезни Альцгеймера, и тогда методика ранней диагностики принесет неоценимую помощь, — считает руководитель глобального подразделения научно-исследовательских разработок в области инфекционных заболеваний и вакцин Йохан Ван Хуф.
Еще одна обнадеживающая новость — ученые заявили, что попутно ведут разработки и в области создания вакцины от болезни Альцгеймера. И хотя перспективы массовой вакцинации населения, возможно, не так уж и близки, ученые говорят, что знают, в каком направлении двигаться. В целом ученые отмечают, что человек может достичь и 150 лет, — главное, чтобы эти годы можно было проживать без болезней. «Наша цель — достигнуть бессмертия в здоровом состоянии», — не скрывает амбициозных задач Йохан Ван Хуф.