Масштабное исследование было проведено в конце прошлого года: с помощью анкетирования опрошено 1500 пациентов в 58 регионах страны. Выяснилось: услугами ОМС пользуется 88% граждан России. Больше всего бесплатная медицина востребована в Брянской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской и десятках других областей (в Еврейском АО — более 90% респондентов), меньше всего — в республике Марий Эл, Новосибирской области (менее 50% опрошенных).
Однако, несмотря на востребованность медуслуг в рамках ОМС, многие граждане не знают, на что они имеют право в рамках страхования. Так, исследование показало, что при оформлении полиса ОМС более половины респондентов не получили в страховой организации никакой полезной информации о бесплатной медпомощи и порядке взаимодействия с медучреждениями. И страховые медицинские организации этого не делают, и сами пациенты не знают об обязанностях страховых организаций по отношению к ним. Поэтому крайне редко обращаются к ним за помощью.
Ситуацию надо менять, считают эксперты.
— Страховые компании должны предоставлять гражданам сведения и о медорганизациях, работающих в рамках ОМС, и о качестве, условиях предоставления медпомощи в рамках базовой и территориальной программ (о диспансеризации, профилактических медосмотрах и др.), — считает эксперт, врач-терапевт Елена Луцева. — Однако на практике этого нет. Виноваты в том и сами пациенты: более половины неудовлетворенных качеством медпомощи не стали обращаться в страховые организации за защитой. Или не знают, куда обращаться, или вообще не имеют информации, что это можно делать. Хотя защита прав пациентов нормативно закреплена. Но как это должно происходить, нигде не уточняется.
А недовольных качеством работы страховых организаций немало, добавила эксперт, — более 40% респондентов! И это притом что в страховых медорганизациях остается до 4% всего годового бюджета ОМС, а это около 50 млрд рублей, которые в том числе должны быть направлены на контроль за качеством медуслуг, получаемых гражданами.
Не менее интересно и то, как опрошенные представляют себе эту бесплатную медпомощь в идеале. По их мнению, страховые организации должны уведомлять пациентов о проведении диспансеризации, вакцинации, профилактических медосмотров... Не говоря уже об изменении контактной информации и графика работы медучреждений, порядке получения медпомощи, перечне медикаментов, бесплатно предоставляемых при госпитализации и при амбулаторном лечении. Большинство опрошенных хотели бы получать информацию об услугах через СМС или на электронную почту.
— Если бы страховые медорганизации эффективно выполняли свою работу (активно помогали пациентам во взаимодействии с медучреждениями, информировали бы их о том, на какие услуги они имеют право), то и качество медпомощи было бы выше, — считает второй эксперт, депутат Госдумы РФ Татьяна Соломатина. — Сейчас же получается, что пациент фактически остался один на один со своими проблемами, поскольку страховые компании занимаются в основном выяснением отношений с медицинскими учреждениями.
Кстати, в сентябре прошлого года вопрос о работе страховых компаний в сфере здравоохранения поднимался на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За качественную и доступную медицину». Тогда наш эксперт Елена Луцева попросила Президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина о повышении государственного контроля за деятельностью страховых медкомпаний в системе ОМС. По итогам форума глава государства дал соответствующее поручение правительству РФ.
Кабинет министров отчитался о выполнении поручения Президента РФ. В докладе правительства (он имеется в распоряжении ОНФ) говорится, что была сформирована нормативная правовая база по осуществлению деятельности страховых медкомпаний в системе ОМС. В частности, в документе отмечается, что были конкретизированы обязанности страховых организаций по защите прав застрахованных лиц при оказании им медуслуг.
Однако, изучив нормы страховой медицинской деятельности по защите прав пациентов, эксперты рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» пришли к выводу, что они неприменимы на практике. В частности, законодательством не определен порядок действий представителей страховых медицинских организаций в случаях, когда выявляются нарушения при оказании медуслуг гражданам России.
Выходит, а воз и ныне там?